Роль цвета и света в саду: игра красок и теней
Три правила, как нарисовать тень в цвете
Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.
Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.
Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.
Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни, зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом, только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!
Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)
1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.
Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.
То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.
➡ Нажмите на картинку для увеличения
Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п
Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).
На правах рекламы. Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых.
2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре
Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.
💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.
Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.
3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.
Это надо просто знать:
- тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
- холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
- холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
- тёплый + холодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.
Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый, и во-вторых, станет холоднее по тону.
Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.
Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.
Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!
Цвет в цветниках — значение, подбор, действие цвета на человека
Психофизиологи давно установили, что из всех сенсорных факторов цвет более всего воздействует на психику человека, что проявляется определенными эмоциями. Поэтому важно, чтобы цветовые сочетания растений в цветниках были гармоничными, соответствовали обстановке — официальность, атмосфера отдыха и др. Люди, созерцающие цветники, должны испытывать положительные эмоции.
Эмоциональным, темпераментным и склонным к повышенной раздражительности людям не рекомендуется использовать для оформления растения с цветами красных и оранжевых тонов. Для них предпочтительнее растения синей и фиолетовой окраски. Люди робкого и застенчивого склада, наоборот, более комфортно себя будут чувствовать среди теплых желтых и оранжевых цветов.
Дети всегда выбирают светлые и яркие краски, они более подвержены влиянию цвета, чем взрослые. Поэтому цветники на территории детского сада создают с учетом этих особенностей. То же самое относится к людям пожилого возраста.
Как обычно различные цвета воздействуют на психику человека
Красный вызывает действенность, активность. Он повышает мышечное напряжение и артериальное давление, учащает пульс и дыхание, усиливает работу головного мозга.
Красными цветами цветут лилейники, тюльпаны, розы, лилии, бальзамины, георгины, амарант, гвоздики, сальвия, циннии, флоксы, огненно-красная фасоль, лихнис, маки, гравилат.
Цветы могут дополнить кустарники и деревья с багряной листвой: барбарис Тунберга, береза бородавчатая, клен остролистный, яблоня пурпурная. Некоторые деревья, например, дерен, ива, отличаются красной корой, которая является украшением сада в зимнее время года.
Оранжевый — теплый и радостный цвет. Он улучшает пищеварение, повышая аппетит, а также ускоривает кровоток.
Оранжевые цветы: розы, лилии, календула, бархатцы, диморфотека, лилейники, тюльпаны, мимулюс, настурция, георгины, лилейник, лилии, тюльпаны. Оранжевыми цветами цветут такие растения, как айва японская и листопадные рододендроны.
Желтый вызывает ощущение света и тепла, ассоциируется с солнцем, весельем и легкостью. Этот цвет улучшает зрение, активизирует работу головного мозга, способствует избавлению от неврозов за счет улучшения настроения.
Среди желтых цветов встречаются лилейники, тюльпаны, розы, лилии, гелениум осенний, бархатцы, примулы, золотарник, бузульник, декоративные подсолнечники, рудбекия, дороникум, кореопсис, энотера, купальница, гелиопсис.
Желтый цвет или кайма на листьях встречаются у деревьев и кустарников: бирючины, чубушника, барбариса, бересклета, туи, спиреи. Некоторые кустарники цветут желтыми цветами: рододендроны, лапчатка, форзиция, ракитник.
Зеленый понижает артериальное давление, расширяет кровеносные сосуды, помогает при невралгиях.
Этот цвет придает свежесть и спокойствие.
Голубой уменьшает напряжение мышц, замедляет дыхательный ритм. При длительном созерцании этого цвета может возникнуть утомление.
Синий — спокойный и строгий цвет. Он символизирует верность и печаль.
Цветами синей и голубой окраски цветут бруннера, незабудки, пролеска, медуница, нигелла, барвинок, агератум, синюха, аконит, васильки, дельфиниумы, лобелия, платикодон,горечавка, клематисы, меконопсис, колокольчики, ирисы. Также к синим цветам относятся шалфей, вероника, котовник, живучка, голубой лен, голубые хосты. Сине-голубым цветком является голубая крупнолистная гортензия.
Фиолетовый повышает выносливость, но у некоторых людей вызывает тоску и снижает настроение.
К фиолетовым цветам относятся дельфиниум, клематисы, ирисы, виолы, анемоны, гелиотроп, традесканция, розы, тюльпаны, крокусы, флоксы, луки. Листья фиолетового оттенка имеет кустарник скумпия пурпурная. Рододендроны также цветут фиолетовыми цветами.
Белый придает объемность всему. Этот цвет символизирует чистоту и целомудрие.
Белыми цветами цветут нарциссы, тюльпаны, подснежники, ландыши, алис-сум, флоксы, лилии, гиацинты, пионы, анемоны, астильба, гладиолусы, гип-софила, розы, ирисы, ромашки, белые хризантемы, клематисы, дельфиниумы. Многие деревья и кустарники цветут белыми цветами, например, гортензия, черемуха, сирень, спирея, чубушник. Береза и лох узколистный отличаются белой корой. У некоторых растений пестрые листья и на них присутствует белый цвет: флоксы, клен Друммонда, барбарис, хоста, дерен белый, бруннера, купена, медуница сахарная, вейгела. Серебристой листвой выделяются облепиха, лох серебристый, цинерария, тополь белый, полынь декоративная, ясколка, эдельвейс, чистец.
Значение окраски цветов используют при составлении букетов. При создании цветников большее значение имеет сочетаемость растений между собой по цвету. Определить сочетающиеся цвета можно с помощью цветового круга.
Цветовой круг разделен на 8 частей, которые включают в себя 7 основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и пурпурный, который образуется при смешении красного и фиолетового. Это основная цветовая система. Контрастные цвета всегда располагаются в цветовом круге в противоположных секторах.
Существуют и другие цветовые системы, в которых цветовой крут делят на большее количество частей — оттенки основных цветов.
Гармоничными называются цветовые сочетания, которые вызывают положительную эстетическую оценку и созданы на основе определенных закономерностей.
Планируя создать цветник, необходимо сочетать между собой различные цвета и их тона. Можно сделать цветник монохромным — в нем преобладают растения одного цвета. Они могут различаться по насыщенности цвета или его яркости. Такие цветники чаще всего делают в пастельных тонах. Например, высаживают вместе розовые, сиреневые, белые цветы.
Наиболее эффектно смотрится сочетание двух цветов, особенно расположенных по соседству на цветовом круге: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Также хороши сочетания цветов, расположенных напротив друг друга, например, синий с оранжевым или голубой с красным. Если цвета отличаются по яркости (насыщенный светло-желтый и ненасыщенный темно-фиолетовый), то для того, чтобы они красиво смотрелись, нужно правильно распределить их по площади. В этом случае растения насыщенного цвета должны занимать меньше места, чем растения ненасыщенного цвета.
На практике чаще создаются цветники с большим числом красок. Здесь они тоже продуманно сочетаются на основе цветового круга. Есть три способа создания трехцветного миксбордера.
- В таком миксбордере будут находиться цветы красного, желтого и синего цветов. Между ними оставляют одинаковые промежутки.
- При втором способе создания трехцветного миксбордера сначала определяют основной цвет. А два других выбирают по цветовому кругу — они располагаются в пределах 30-60° от цвета, контрастного основному. Как правило, получается красивое сочетание цветов. Например, если основным цветом будет фиолетовый, то сначала нужно найти контрастный цвет — желтый. В пределах 30-60° от него находятся оранжевый и зеленый.
- В трехцветном миксбордере будут использоваться фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета.
Можно выбрать еще один способ создания трехцветного миксбордера. Берут три цвета, расположенные на цветовом круге недалеко друг от друга (в пределах 90°). Получаются следующие варианты цветовых сочетаний — фиолетовый, красный, пурпурный и фиолетовый, синий, голубой.
Для создания четырехцветного миксбордера существует два способа. При первом выбирают две пары контрастных цветов. Они на цветовом круге расположены так, что величина угла между ними равна 30-60°. Например, это могут быть такие цвета: фиолетовый и синий и оранжевый и желтый. При втором способе создания четырехцветного миксбордера сначала выбирают основной цвет, потом дополняющий к нему. Далее определяют два цвета, которые расположены на цветовом круге в пределах 30-60° от дополнительного. Получаются такие цветовые сочетания: основной цвет — синий, дополнительные — оранжевый, желтый, красный.
Опытные специалисты могут составлять гармоничные цветовые композиции и из большего количества цветов. Это посложнее, но делается по тем же законам, также на основе цветового круга.
Распределяя цвет при планировании цветников, используйте следующие правила
1. Эффект цветового сочетания связан с игрой света и тени и зависит от особенностей поверхности лепестков и листьев. Гладкие и блестящие поверхности отражают свет, поэтому они кажутся светлее и могут даже светиться. Матовые и шероховатые поверхности поглощают свет, поэтому выглядят более темными.
2. Если выбраны цвета одной яркости (все яркие или все бледные), то надо использовать только одну цветовую гамму — теплую или холодную. К теплым цветам относятся красный, оранжевый, желтый, а к холодным — фиолетовый, синий, голубой.
3. Чтобы небольшой цветник казался крупнее, нужно использовать минимальное число цветов и исключить контрастные сочетания.
4. С помощью цвета — можно визуально увеличить размеры участка, если на заднем плане посадить цветы синей окраски, а на переднем — желтые и красные. Если участок узкий и длинный, то для его визуальной коррекции красные и желтые цветы сажают на задний план.
5. Чем больше красок использовать на переднем плане цветника, тем более спокойные цвета нужно выбирать для заднего плана и окружения.
6. Если в саду или на участке около дома много зеленого цвета, то можно посадить много разноцветных растений, в том числе контрастной окраски. Если на участке много газонов и деревьев, то на нем возможно создать много ярких цветников.
7. Если использовать большое число цветов насыщенной окраски, то нужно добавить больше нейтральных цветов — серого, белого, золотисто-зеленого, голубовато-зеленого, серебристо-зеленого.
8. В цветниках рекомендуется использовать больше ненасыщенных цветов для фона — белого, голубого, розового. Растения насыщенных цветов рекомендуется сажать небольшими группами, чтобы они занимали не более 1/5- 1/6 от общей площади цветника. К насыщенным цвета относятся красный, желтый, оранжевый.
9. Растения с листьями и цветками темной окраски размещают в центральной части цветника. При таком расположении они создают атмосферу уравновешенности и стабильности.
10. В саду не допускается располагать более одного цветника с растениями яркой окраски. Не следует повторять контрастные цветовые сочетания, особенно если цвета относятся к холодной и теплой гамме. Например, броско выглядят в саду ярко-желтые и красные тюльпаны в сочетании с синими и голубыми мускари. Аналогичный эффект создают малиновый дербенник с бронзо-вооранжевым гелениумом. Для поддержания общей гармонии достаточно одного такого цветового смешения в саду.
11. При оформлении цветника нужно учитывать контрастность красок. Например, если сажать растение ненасыщенного цвета, то нужно добавить к нему насыщенный. Такими сочетаниями будут бледно-красный и зеленый, желтый и синий или фиолетовый цвета.
12. Если растение имеет насыщенный цвет, то его восприятие можно ослабить добавлением определенных цветов. Например, рядом с красным цветом синий может показаться голубым.
13. Выбор основного цвета в композиции зависит от назначения цветника, окружения, а также многого другого (традиций, географического положения района, климата, национального вкуса). К примеру, на юге уместны холодные цвета, так как пастельные тона будут казаться блеклыми, а теплая цветовая гамма при ярком солнце будет сливаться и усиливать ощущение жаркой атмосферы.
14. Необходимо соизмерять площади разных цветов. Например, маленькое красное пятно на синем фоне смотрится хорошо, а крупное раздражает.
15. В дневное время в первую очередь заметен красный цвет, в сумерках глаз выделяет в первую очередь сине-голубые цвета. В сумеречном свете сначала меркнет и сливается с темнотой красный цвет, затем желтый и зеленый. Синий в сумерках становится не темным, а наоборот, более светлым.
16. Располагаясь на темном фоне, синие цвета отдаляются, а на белом кажутся ближе. Желтый цвет придает поверхности большую рельефность, обширность. Он затмевает располагающиеся рядом цвета. Темно-синий и фиолетовый визуально уменьшают размеры поверхности и насаждений. Все светлые краски придают цветам легкость, а темные — тяжесть.
17. Замечено, что городским жителям больше нравятся естественные цвета, а сельчане отдают предпочтение цветам, которые редко встречаются в природе (красному, оранжевому, синему).
Игра с цветом
методическая разработка по рисованию по теме
Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.
Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Исследовательско – творческий проект
по цветоведению «Игры с цветом»
Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.
Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.
Под эстетическим чувством цвета подразумевается не только способность различения, но и эмоциональный отклик, способность эстетической оценки цвета и его сочетаний., а так же активное, действенное отношение к нему. Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Путем наблюдения и специально поставленных экспериментов установлено, что цвет и его сочетание оказывают на человека определенное воздействие, могут возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Говоря о цвете и его сочетаниях, следует подчеркнуть силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления: называют цвета и их сочетания злыми или добрыми, веселыми или грустными. Теплыми, радостными цветами в рисунках дети наделяют образы любимых и добрых героев. Злые же персонажи и явления изображают в холодных, темных и даже черных тонах.
Процесс восприятия цвета ребенком нельзя оставлять на уровне непроизвольности, интуитивности. Цветовое восприятие не должно оставаться конечным результатом, цвет должен стать средством активной творческой деятельности ребенка. Для этого необходимо довести процесс развития цветового восприятия у детей до уровня произвольности, осознанности.
Решая задачи развития у детей восприятия цвета, воспитатель прежде всего учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их.
Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:
- Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.
- Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.
- Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
- Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.
- Использование дидактических игр в работе с детьми.
- Эстетическое оформление среды, использование детских работ.
- Компетентность педагога в вопросах цветоведения.
- Просветительская работа дошкольного учреждения с семьёй.
Скоординировать и вести работу, соблюдая все условия, помогает проектный метод . В процессе проектной деятельности все его участники выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические и творческие работы, поэтапно движутся к цели. Цель проекта принимается и осваивается участниками. Продуктом проекта становится умение самостоятельного экспериментирования с цветом с целью создания более грамотного и выразительного цветового сочетания.
В данной работе представлен проект по цветоведению:
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете.
- знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
- ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
- знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.);
- знакомство детей с характеристиками цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом;
- обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков;
- воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
- использование психо – эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.
- содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
- расширять представления о многообразии способов передачи впечатлений в художественной деятельности различными средствами.
Гипотеза проекта: если рассматривать цвет не только как сенсорный эталон, но как многогранный объект, то можно говорить о его значимости в жизни людей: цвет как эстетический фактор; цвет как выражение психоэмоционального состояния человека, его активности; цвет как средство творчества; цвет как ориентир в произвольной деятельности и др. Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать не только воспитателю по изодеятельности, но и другим специалистам, а также родителям в режиме взаимодействия.
Участниками данного проекта являются дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители, воспитатель по изодеятельности, специалисты дошкольного учреждения: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ № 1 «Росток»:
- с детьми — в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
- с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;
- с родителями — в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.
Проект долгосрочный, исследовательско – творческий.
Игра цвета и света в вашем саду: радужные перспективы ландшафтного дизайна
Создавая ландшафтный дизайн на своем участке, необходимо учитывать не только его расположение и рельеф. Большое значение имеет правильное использование цветовых контрастов, а также игра света и тени.
Зрительное восприятие участка меняется не только на протяжении всего года, но и в течение суток. Одни те же растения по-разному будут выглядеть в утреннее и вечернее время.
Цветовая гамма сада
Цветовые соединения бывают контрастными или в одной цветовой гамме. Поэтому, создавая дизайн сада, очень важно избежать лишней пестроты и хаотичности, которые, вызывают, как правило, непроизвольное раздражение.
Чтобы не портить впечатления от общей картины сада, стоит выделить под цветовые группы разные за своими размерами площади. Небольшие, но очень яркие и контрастные по цвету участки, способны оживить общий колорит сада, не нарушая при этом общую цветовую гамму сада.
Естественное освещение сада: таинственные тени и солнечные зайчики
Выразительность и объемность элементам сада придают тени, делая его более таинственным и загадочным. Естественное освещение — утреннее, дневное и вечернее, позволяет увидеть сад по-разному. Днем южную и юго-западную часть сада освещают яркие солнечные лучи, от чего все формы становятся более открытыми и выразительными.
Вечерней порой южная и западная часть сада освещается лучами садящегося солнца, окрашивая ландшафт в теплые тона, вызывая ощущение уюта и покоя. Поэтому на этих участках хорошо создавать зону отдыха.
Красочные эмоции сада
В ландшафтном дизайне понятие цвета и света очень тесно связаны между собой. При ярком дневном освещении красный цвет становится более ярким и насыщенным, как бы приближаясь к наблюдателю. В вечерних сумерках он, наоборот, создает впечатление глубины, становясь фоном.
Желтый цвет усиливает объем, делая формы более выпуклыми. Он добавляет ландшафту простор. Голубой цвет при ярком дневном освещении зрительно отдаляет объект. Поэтому его дизайнеры охотно используют для обустройства небольших садов и внутренних двориков.
Предметы черного, синего и фиолетового цвета в вечернем свете «зрительно» уменьшаются. Самым спокойным цветом считается зеленый. Он уравновешивает остальную часть цветовой палитры. Однако слишком большие зеленые участки вызывают дискомфорта, глаза непроизвольно ищут объекты другого цвета.
Умело комбинируя цвет, форму, игру теней и света, можно совершенно преобразить любой сад.
Подготовить к Новому году можно не только внутреннее убранство дома, но и весь дачный участок. Если вы . Далее
Идея оживить сад несколькими яркими кустами цветов звучит отлично. Пока ваши любимые бутоны и лепестки не желтеют . Далее
Все мы любим отдохнуть от шумного города, спрятавшись на своей даче. Но к сожалению, далеко не все . Далее
Зимний сад всегда очень красив и радует глаз в холодное время года. Чтобы разнообразить сад и сделать . Далее
При создании зеленых насаждений на своих участках некоторые люди зачастую игнорируют правила разумной высадки деревьев. Безусловно, смешанные . Далее
Сухой ручей представляет собой вариацию на тему каменистого сада. Искусство обустраивать такие элементы садового декора зародилось в . Далее
Выращивание лесных грибов в саду только на первый взгляд представляет сложность. На практике это занятие доставляет только . Далее
10 основных принципов построения света и тени в рисунке
В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.
Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.
Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.
01. Разделяйте свет и тень
Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.
Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.
02. Используйте шкалу значений
Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.
03. Рассматривайте относительные значения
Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?
Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.
04. Изучайте эффекты освещения
- Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
- Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
- Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
- Пенумбра или полутень (penumbra) – мягкий контур вокруг падающей тени.
- Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
- Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
- Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
- Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
- Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
- Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
- Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.
05. Не забывайте об отраженном свете
Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.
Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.
06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения
Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.
07. Проведите исследование значений
Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.
08. Проверьте свое понимание
Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?
На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.
09. Попробуйте ограниченный диапазон
Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.
10. Используйте образец
Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.
Светотень в рисунке и живописи
Давайте рассуждать глобально: как влияет светотень в целом на наше существование в пространстве? Ведь свет и тень живут не только в натюрмортных постановках. С помощью этих двух необыкновенных явлений жизни мы можем видеть мир контрастным и объёмным, понимать формы и размер предметов, глубину близкого нам расстояния, различать полутона. Наша с вами задача – познакомиться со светотенью в изобразительном искусстве, понять, как работают её правила распределения на предметах.
Откуда берётся реализм?
Когда мы видим неудачный рисунок, наши внутренние ощущения отказываются верить в реальность существующего объекта. Перед глазами просто серый, замызганный карандашом, участок бумаги. Но стоит нам взглянуть на мастерски исполненную тональную зарисовку, скажем, простого яблока – мы невольно хотим протянуть к нему руки, вырвать фрукт из плоской поверхности листа. Художник, умеющий расшевелить зрительское восприятие – прекрасно владеет рисованием светотени. Чтобы понять основной закон распределения света и тени на предметах – начнём с самых азов.
Что такое свет?
У этого термина много значений. Но нас волнует свет на предметах. Самой ярко освещённой поверхностью будет та часть, которая обращена ближе всех к источнику света. Если немного развернуть предмет в другую сторону – освещённость начнёт ослабевать. Здесь мы уже говорим о скользящем свете. Конечно, интенсивность освещённости предмета зависит и от ряда других условий, физических свойств и явлений.
Женские портреты испанского художника Juan Gonzalez Alacreu.
Что такое блик?
Самое светлое пятно на освещённой стороне предмета. Это чистый свет, который чаще всего не трогают, т.е. оставляют в рисунке кусочек бумаги, а в живописи обозначают чистыми белилами. Но бликов может не быть вообще благодаря другому освещению, фактуре самого предмета. Или он может иметь разную насыщенность из-за разнообразия предметного мира.
Тогда появляется вопрос: если блик можно оставлять нетронутым, то свет на предметах нужно обязательно штриховать? Для многих начинающих художников – светлая часть объекта – практически табу! Хотя в этом кроется большое заблуждение. Приложите к освещённой стороне предмета белый лист бумаги и сравните – насколько лист светлей, ярче? Поэтому, даже самую освещённую сторону мы легко прокладываем карандашным тоном.
Картина маслом испанского художника Juan Gonzalez Alacreu (слева). Фердинанд дю Пюигадо «Китайские тени, кролик».
Что такое полутон?
Полутон (полутень) – растяжка тонов от света к тени. Чем больше вы видите полутонов, тем реалистичней, жизненней ваша работа. Полутон распределяется под косыми лучами света. Особенно мягко и неуловимо на круглых формах.
Что такое тень?
Поверхность, которая больше всех скрыта от источника света. Здесь мы говорим о собственной тени – самой тёмной стороне предмета. А ещё есть падающая тень, отбрасываемая на плоскость стола. По сути – это искажённый силуэт предмета. Чаще всего именно падающую тень пытаются сделать темнее собственной. Это не верно. Собственная тень предмета всегда темнее, но наш глаз часто отказывается верить в это. Почему? Всё дело в рефлексах…
Что такое рефлекс?
Рефлекс – отражённый свет окружающей среды в собственной тени предмета. Другими словами, в тени рисуемого объекта, появляются не яркие, но ощутимо светлые куски тона. Вот они то и усыпляют бдительность многих рисующих. Им кажется, что собственная тень светлее за счёт рефлекса.
Натюрморт американского художника Дэвида Чифеца (слева). Рисунок российского художника Ивана Алифана.
Яркость рефлекса во многом зависит от материальной фактуры самих предметов. Глянцевый кофейник будет ловить самые светлые, сочные рефлексы в отличии от гипсового куба. Но никогда рефлекс не должен конкурировать со светлой стороной предмета, иначе мы получим вывернутый, странный образ. Все рефлексы мы глушим, как бы незаметно «припудриваем» тоном карандаша или слоем краски, сажая их в тень.
Как рисовать светотень в живописи?
Если с тональным рисунком более менее понятно, то как работают правила светотени вместе с цветом? Законы света и тени не меняются. Но в живописи нам приходится думать о взаимосвязи тона и цвета, который также имеет свои характеристики. К примеру, освещённая и теневая сторона предмета отличаются друг от друга не только тональной градацией, но и цветовым оттенком – тёплым или холодным. Если свет у объекта тёплых оттенков, то тень будет холодной, и наоборот.
Чистых, локальных цветов в природе нет. На любой цветной предмет влияют много факторов: общая освещённость, игры рефлексов, перспективное изменение цвета и др. В живописи на предметах светотень использует все те же закономерности. Но рисуя красками, помните об изменчивости и взаимосоединении цветов.
Источники:
http://risoval-ko.ru/teoriya-2/tri-pravila-kak-narisovat-ten-v-tsvete/
http://sadovyi.ru/cvet-v-cvetnikax-znachenie-podbor-dejstvie-cveta-na-cheloveka/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/04/28/igra-s-tsvetom
http://101dizain.ru/idea/cvet-svet-i-ten.html
http://say-hi.me/risovanie/10-osnovnyx-principov-postroeniya-sveta-i-teni-v-risunke.html
http://izokurs.ru/blog/svetoten-v-risunke-i-zhivopisi/