Любовь к родной земле
ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ
Родное поле! Все крестьянские надежды и чаяния извечно связаны с ним. Едва только отбушуют весенним половодьем реки, закурится после зимней спячки синим дымком земля, запарует, а землепашец уже в поле. Подставив лицо тёплому синему ветру, глубоко вдыхая терпкую горечь прошлогодней полыни, он всем своим естеством ощущает благость весны, и такая хмельная радость заливает в эти минуты его душу, что готов он лечь на влажную парующую землю и поцеловать её.
А потом поле покроется нежным малахитом всходов, залоснится на солнце. А позже начнёт колоситься, буреть. Загрохочут над ним буйные июльские грозы, зазвенят ошалелые, прыткие ливни, и заволнуется, зашумит оно, словно море, вздыбится бурными волнами. Усатые колоски, как свечи, вначале протянутся прямо к солнцу, а затем, отяжелев от щедрых соков земли, станут клониться от тучных зерен долу. (125 слов)
Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный, малиновый, в полном цвету репей того сорта, который у нас называют «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, – он был так странно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он, по своей грубости и аляповатости, не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. (163 слова)
Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Все кругом быстро чернело и утихало, – одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы: поле неясно белело вокруг: за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём.
Что я было принял за рощу, оказалось тёмным и круглым бугром. «Да где же это я?» – повторил я опять вслух, остановился в третий раз…
Я узнал наконец, куда зашел. Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга. (165 слов)
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём: треск, подсвистывание, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо бабочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем – это сова… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко – приторен и нежен. (167 слов)
Сочинение-рассуждение на тему «Любовь к Родине»
Любовь к Родине — это любовь к родной земле
Родина — это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…
Родина — это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.
Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.
Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся — тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.
Что такое любовь к Родине в моём понимании?
По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.
Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина — встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма — быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.
С чего начинается любовь к родной земле?
Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину — свою страну. Я в этом убеждён.
Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.
Каждый гражданин обязан знать и уважать родной язык своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.
Родина — это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!
Любовь к родной земле
Всю жизнь (а мне 59 лет) прожила в сельской местности, и горжусь этим. Прекрасное, веселое детство с купанием в чистой речке, с походами в лес за ягодами и грибами, запах сена и луговых цветов, вкус парного молока и свежеиспеченного хлеба, закаты и рассветы. Да разве обо всем расскажешь? Все это нужно пережить! С самого раннего детства мы, деревенские ребятишки, помогали своим родителям по хозяйству. А полоть и рыхлить грядки — это и вовсе была только наша обязанность. Родители с утра до ночи работали на колхозных полях и фермах. А мы пойдем в лес за земляникой — сначала искупаемся в речке, обратно — опять водные процедуры.
Мы росли на природе, сами не замечая, любовались ею, радовались и наслаждались красотой родного края. Ребятишек в деревне было много. Теперь все мы выросли, нашли свое место в жизни, давно сами стали родителями, бабушками и дедушками. Ностальгия по детству, юности, первой любви не покидает. О чем это я? Ведь надо бы о грядках. ..
Деревня наша и сейчас, к счастью, жива. Хотя почти нет коренных жителей, много приезжих из других мест. Но работы нет. Фермы разорены, даже стен не осталось, а колхозные поля благополучно зарастают лесом. Кто помоложе — держат скот, выращивают на огороде овощи. Мужчины ездят на заработки в столицу.
Я живу в поселке, самом красивом и чистом в Нижегородской области, в двадцати пяти километрах от своей родной деревеньки. Наш поселок уже пять раз подряд завоевывал первое место в областном конкурсе на лучшее благоустройство. Получаем премии — и снова все вкладываем в красоту.
Я живу одна (вдова), имею две сотки земли, которые люблю всей душой. Овощей нарастает вдоволь. Есть по два куста черной смородины, вишни, крыжовника, жимолости, растет малина. Землю удобряю только органикой, химией не пользуюсь. Собираю траву, все сорняки с грядок и все лето складываю в кучу. На следующий год отправляю на грядку, где будут расти огурцы. За сезон все это перепреет, следующая огуречная грядка переедет на другое место, а земля останется удобренной.
Люблю выращивать землянику, каждый год высаживаю новую грядку. Рассаду выращиваю из семян. Теперь буду это делать по советам из «Дачи». А вот минеральные удобрения применять не буду — у нас есть возможность приобрести и навоз, и лесную землю. Такие ягодки очень любят мои внучата (их четверо, все живут на соседней улице).
Люблю цветы. Для них у меня особое место. В основном выращиваю однолетники. Яркое разноцветие радует глаз, наполняя сердце любовью к земле, родному краю, жизни. Мне кажется, если относиться к земле с душой, то она обязательно отблагодарит тебя.
Ну вот, вроде ничего нового и не написала, но так хотелось поделиться с единомышленниками своими мыслями…
Светлана Николаевна Зеселоза.
п. Шаранга Нижегородской обл.
«Любовь к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь к Богу и людям»
Каковы, на Ваш взгляд, причины обострения межнациональных отношений? Что служит причиной перерастания бытовых конфликтов в межнациональное противостояние?
Об этом уже многое сказано. Прежде всего — разница менталитетов и очень тяжелое состояние русского народа после тех экспериментов, которые проводились в нашей стране. Я бы это выразил так: наш народ добровольно отказался от необходимости нести то, что Р. Киплинг назвал «бременем белого человека»: от обязанности сохранять, возделывать и нести другим народам просвещение, культуру, прогресс.
Вот такой пример: сегодня русская молодежь начинает подражать кавказцам — перенимает их манеры поведения и общения. Это говорит о том, что произошел страшный перекос в сознании людей, в их взаимоотношениях. Во все времена люди пришлые, приезжие старались каким-то образом вписаться в окружающую действительность, ассимилироваться путем изучения языка, местных традиций, с уважением относились к тем обычаям, которые существовали у местного населения. А сегодня все происходит наоборот, потому что русские люди разобщены и в массе своей, к сожалению, безбожны.
Еще одна «причина обострения» — приходит в жизнь поколение людей, которое никто не приучал даже к тому варианту «дружбы народов», что существовал при советской власти. Была ли на самом деле эта дружба? И да, и нет. В том образцово-показательном виде, в каком мы видели ее по телевизору, конечно, не было. Но в определенном смысле она существовала — в основном за счет секуляризации и взаимного отказа от традиций. В СССР было некое подобие американского «плавильного котла наций». Но если в Америке религия играла роль положительного катализатора, то у нас, наоборот, с крушением идеологии и восстановлением религиозности основание для дружбы народов исчезло, поскольку оно было довольно призрачным, условным. И если с распадом СССР «малые» народы очень быстро и сознательно вернулись к своим национальным и религиозным традициям и ценностям, которые цементируют тот или иной народ, то у русских людей этого не произошло. Такое впечатление, что у русского народа вынули хребет и он остался без внутреннего каркаса.
В то же время говорить о восстановлении национального самосознания у народов, прежде населявших Союз, тоже можно с большой долей условности. В большинстве случаев это восстановление шло ускоренными темпами и в совершенно искаженном, исковерканном варианте — потому что направлялось определенными силами на поиск внешнего «врага», на борьбу с ним. Естественное стремление народов к восстановлению национального самосознания было использовано этнократией, которая и сегодня находится у власти во многих регионах с односоставным по национальности населением, в узко утилитарных интересах.
Какова роль религии в нравственном воспитании общества, молодежи? Что сегодня удается и что остается нерешенным, не поддающимся воздействию?
Прежде всего, я не стал бы специально выделять молодежь в какую-то совершенно отдельную категорию. Постулат, что интересы молодежи приоритетны, ничего доброго не приносит. Молодежь — это люди, которым надо еще учиться и учиться у старшего поколения. Если общество начинает расшаркиваться перед молодежью, перед ним очень скоро встает масса огромных проблем, в том числе со стороны той же разнузданной молодежи, что мы и видим сейчас в Европе, поэтому я всегда внутреннее протестую против этого.
Роль религии в воспитании общества очень велика, однако она проявляется опосредованно: Церковь не ставит перед собой задачу воспитания общества, не преследует и других утилитарных целей. Религия, если мы говорим о христианстве, ставит перед собой задачу спасения души, устроения человеком на достойном основании его жизни здесь, на земле, и подготовку к вечности. Естественно, это предполагает, что человек будет следовать определенным законам и нравственным нормам. В то же время эти законы являются наилучшими принципами нормального функционирования человеческого общества, не позволяющими ему превратиться в звериную стаю.
Что сегодня удается Церкви? Вести открытую проповедь. Главная наша задача сегодня — миссия среди собственного народа. Многое зависит от того, насколько наша проповедь будет действенной, адекватной сегодняшнему дню, и мы стараемся. Но надо сознавать и то, что Церковь не может в одночасье изменить мир. Недаром в самом Евангелии учение Христа сравнивается с закваской, которая, попав в тесто в очень небольшом количестве, сквашивает, изменяет всё. Но для этого нужно время — не 10, 15, даже не 30 лет, а срок жизни нескольких поколений.
Поддерживаете ли Вы распространенное мнение о неизбежности межнациональных конфликтов, «конфликтов цивилизаций»?
Это сложный вопрос. Здесь очень многое зависит от власти, от того, насколько она готова заботиться о благе своих подданных. Если властью делается недостаточно, то в обществе возникает напряжение, по самым разным поводам. А если общество многонационально — то рано или поздно это напряжение выплескивается именно в форме межнациональных конфликтов. Поэтому наличие или отсутствие конфликтов, а главное, их грамотное преодоление и предотвращение зависит, в первую очередь, от действий власти.
Конечно, роль Церкви здесь тоже велика. Давайте посмотрим: много ли вы встречали воцерковленных православных христиан, которые были бы активными участниками или, не дай Бог, инициаторами межнациональных конфликтов? Я думаю, что таких примеров нет. Все зависит от того, насколько адекватно мы передаем то учение, ту веру, которую исповедуем. Мне не хотелось бы говорить об исламе, наверное, лучше скажет о нем уважаемый Мукаддас Аббасович Бибарсов. Но ведь слово «ислам» переводится как «мир», и ведущие исламские богословы постоянно говорят о том, что ислам — это религия мира. А насколько адекватно передается этот посыл к миру в различных течениях ислама — это уже вопрос. Думаю, там, где он передается адекватно, люди разных национальностей живут мирно и дружно: и общаются, и помогают друг другу.
К сожалению, везде есть люди, которые хотят разделять и властвовать, даже внутри тех или иных сообществ, религиозных общин. Хватит ли нам мудрости не поддаваться призывам к разделению? От этого зависит наш завтрашний день.
Каковы возможности пастырей, религиозных лидеров в противодействии ксенофобии и предотвращении конфликтов?
Возможности религиозных лидеров очень четко соотносятся с их влиятельностью, с количеством верующих людей — активных прихожан храмов, если мы говорим о Православии, или членов уммы, если мы говорим об исламе, и так далее. Понимаете, очень плохо, когда люди устраивают пьяную драку с поножовщиной, а потом мы слышим: «Вот, мусульмане режут православных!», — или наоборот. Но ведь люди эти — вовсе не «мусульмане» и не «православные». Для тех, у кого не существует понятий о вере, не будет авторитетным и мнение религиозных лидеров. Поэтому, я думаю, всеобщее религиозное воспитание могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую должна занимать вера в Бога. Иначе пустоту заполняют или псевдорелигиозные суррогаты, или политизированные идеологии, с помощью которых кто-то пытается решить свои собственные политические и коммерческие проблемы, или просто агрессия и невежество.
Власть также должна перестать бояться слов «национальное самосознание». Посмотрите: сегодня русские ребята не могут ответить на элементарные вопросы по отечественной истории. Ребенок должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живет его Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей, которая позволила бы ему остаться человеком. В этом смысле любовь к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь к Богу и людям.
“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)
Школьное сочинение
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.
От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:
Любовь к родному краю
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.
Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.
История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.
Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей, —
неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.
С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.
Любовь к Родине
Сочинение «Любовь к Родине» предусматривает рассмотрение любви разных уровней: любви к месту, в котором родился человек, к природе и к близким людям. Все тезисы подкрепляются аргументами из стихотворений Н. Рубцова («Тихая моя Родина»), С. А. Есенина («Гой ты, Русь, моя родная») и М. Ножкина («Родина моя, ясноглазая»).
Любовь к родным краям
Любовь к Родине в широком смысле этого слова начинается с любви к собственному дому, с любви к малой родине. Человек бережно и трепетно относится к месту, где он родился и где провел свои самые первые годы жизни. Именно здесь он сказал свое первое слово, сделал свой первый шаг и пошел в школу, которая является одним из самых главных жизненных институтов для человека.
Так, Н. Рубцов в своем стихотворении «Тихая моя Родина» показал, что для него любовь к Родине заключена в месте, где он плавал за рыбами, куда ходил купаться, где ходил в школу. Малая Родина значит для поэта многое. Он с трепетом отзывается о том месте, в котором родился.
Любовь к природе
Любовь к Родине также включает любовь к природе. Человек учится ценить природу и бережно к ней относиться с самого своего рождения, то есть на Родине. Любовь к деревьям, к птицам и животным – все это относится и к любви к Родине. Природа становится олицетворением любви к Родине, и наоборот.
Например, для С. А. Есенина любовь к Родине проявлялась в описании родных мест и природы. Это Русь с ее полями, тополями и кротким Спасом. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» великий поэт показал, что такое любовь к Родине:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Эти слова стали афористичными, с помощью них многие люди выражают свою любовь к Родине.
Любовь к близким и родных
Родина – это не только место, в котором родился человек, но и те люди, которые его окружали с самого рождения. Мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки – все эти люди относятся к понятию Родины. Это все те, кто появился в нашей жизни для того, чтобы учить и воспитывать. Именно с этими людьми связаны все детские воспоминания, которые и являются основой для любви к Родине.
Советский поэт М. Ножкин в стихотворении «Родина моя, ясноглазая» любовь к Родине сравнивает с любовью к собственной матери. Настолько велика и неразрывна эта связь.
Источники:
http://studopedia.ru/15_118024_lyubov-k-zemle.html
http://glazastik.com/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
http://maja-dacha.ru/lyubov-k-rodnoj-zemle/
http://pravoslavie.ru/48797.html
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=17&bookid=1
http://obrazovaka.ru/sochinenie/lyubov-k-rodine.html