Мои первые попытки «подружить» растения в клумбах

Александр Кузнецов: «Зачем искать чудеса, если они — на грядках?»

Руководитель проекта «Мира Огород» осенью принимает щедрые дары. В его семье пополнение — родились две дочки, а в теплице созрел богатый урожай — экологически чистые овощи. О том, зачем болтать с помидорами, как подружить растения и почему солнечный свет не заменить ни одной лампой, Александр рассказал в интервью.

Об органике и природных механизмах

— Александр, в чем особенность проекта «Мира Огород»?

— Проект «Мира Огород» — это возвращение к истокам. К тем временам, когда люди сами для себя выращивали пищу, заботясь в первую очередь о том, чтобы урожай был вкусным, полезным и натуральным.

Так сложилось, что 95% овощей в России производится по определенным промышленным стандартам. И это больше товар, чем еда. Главная забота производителей — не экологичность, а экономическая выгода: меньше рисковать при хранении и перевозке, делать продукцию идеальной на вид, снимать максимальный урожай.

Есть государственные нормативы, но они не отвечают на вопрос: превышаются ли показатели вредных веществ? Нет такого стандарта, который заботился бы о том, насколько продукт полезен. Причем это касается всей пищевой промышленности. Это заставляет задуматься.

Главное в проекте «Мира Огород» — чтобы люди имели возможность купить живые натуральные продукты.

— Каких принципов придерживаешься в процессе выращивания культур?

— Общий принцип можно назвать так: мудрость природы. Никто лучше нее не знает, как сделать правильно. Все попытки обмануть законы планеты с помощью химической промышленности скрывают опасность. Да, мы тоже хотим вырастить побольше, повкуснее, но другими методами. Поэтому придерживаемся следующих правил.

Во-первых, корни растений должны быть в живой почве, а не в искусственном субстрате. А ведь именно так в промышленности зимой выращивается 99% овощей. Гидропоника — когда корни находятся в лотке, заполненном разными элементами на усмотрение агрономов, — это удобно, технологично, но чуждая для растений среда. Питание синтезируется химическим путем, а потом подается корням в виде жидкости как готовое питание. Но нет такого математического числа, чтобы описать, сколько полезных веществ содержится в почве. Растение само решает, когда и что ему оттуда взять.

Во-вторых, мы заботимся о земле, удобряем, сохраняем водный баланс и не тревожим ее структуру рыхлением попусту. Почва сама выстраивает идеальную систему, которая пронизана корнями, населена дождевыми червями, разными полезными насекомыми.

В-третьих, мы укрываем грунт мульчей — покровом из скошенной травы и других органических остатков. Получается почва, похожая на лесную. Так сохраняются оптимальная температура, влажность, появляется укрытие для насекомых, грибов, микроорганизмов.

В-четвертых, для борьбы с вредителями и болезнями растений мы используем только биологические препараты. А для питания не применяем синтетические и химические минеральные удобрения. Только органика! Если земля живая, то растения и без химии будут здоровыми, сильными, смогут сопротивляться болезням, вредителям и дадут большое количество плодов. Наша задача — сохранять баланс природных механизмов и действий человека. Заботясь о естественной среде, мы не нуждаемся в ядохимикатах.

В-пятых, мы следим за удачным соседством растений. Порой даже сорняки способны помочь, если их «подружить» с культурами.

— А как относишься к искусственной подсветке?

— Я не против овощей, выращенных таким способом, но считаю, что в основе рациона должны быть натуральные. Зимние тепличные — так, иногда, для разнообразия.

Как бы ни был богат спектр лампы, она не заменит солнечный свет, хотя, возможно, человечество и не разберется до конца, чем же он так уникален. Меня иногда спрашивают, как же я зимой обхожусь без свежих овощей. Вяленый томат и домашняя паста из помидоров — для меня лучшая альтернатива тепличному овощу. Я — за заготовки!

Об учителях и пермакультуре

— Расскажи о своих наставниках в этом деле.

— Мои принципы земледелия во многом совпадают с учением о пермакультуре. Это мощное направление, многих основоположников которого я могу назвать своими учителями. Среди них Билл Моллисон, австралийский биолог и отец-основатель метода; Масанобу Фукуока, японский мастер, соединяющий философию и практику; Зепп Хольцер, фермер из Австрии и прекрасный выдумщик. Есть учителя и поближе в географическом смысле. Например, украинец Борис Бублик, автор книги об альтернативном органическом земледелии «Городим огород в ладу с природой». В трудах всех этих мастеров нет готовых ответов, лишь принципы и примеры. Основная философия каждого подхода — познавать мир и существовать в гармонии с ним.

Мне хочется объединить важные открытия и применить их у нас в Сибири, учитывая особенности земли, климата, природные циклы. В этом мне помогают местные специалисты-аграрии. Среди них Юрий Фотев, старший научный сотрудник в Ботаническом саду СО РАН; Татьяна Штайнерт, заведующая лабораторией селекции семеноводства и технологий возделывания овощных культур СибНИИРС; мой тезка Александр Кузнецов, который занимается органическим земледелием на Алтае, изучая «дружбу» грибов и растений. Консультируюсь у Анны и Владимира Соловьевых, основателей питомника «Сады Сибири», они радеют за экологичные методы защиты растений.

Сейчас параллельно существуют два подхода. Первый — тот, о котором говорят мои учителя. Второй приветствует современные технологии. Голландцы в этом преуспели. Поставили комплексы, установили лампы и запустили компьютер, который сам регулирует микроклимат, подачу раствора и обработку. Это упрощает процесс, но это не наш путь.

О разговорах в теплице и целях

— Как считаешь, существует энергетическая связь между хозяином огорода и растениями? Моя бабушка, к примеру, всегда разговаривала со своими зелеными питомцами, урожаи были отличными. Я тоже беру с нее пример.

— Конечно! Весь мир — это вибрации. Когда я что-то говорю или думаю, это каким-то образом касается и растений. Недавно у нас в гостях был специалист по органическому земледелию. Он зашел в теплицу, постоял, посмотрел и начал рассказывать о впечатлениях. Причем ни слова о том, правильно ли подкручены верхушки, соответствует ли норме количество листьев… Он начал описывать свои чувства, оценив мое хозяйство внутренним видением. Сказал, что растения в хорошем состоянии, и посоветовал некоторые приемы для томатов. А потом посмотрел на огурцы и произнес: «Я тебе про них сейчас ничего не скажу, я их не чувствую». Так что разговоры с растениями — это еще только начальный уровень в некоторых кругах. Есть такие мастера, которые вот так «сканируют» сад.

— А ты разговариваешь с растениями?

— Каждое утро, когда захожу в теплицу, здороваюсь со всеми ее жителями, интересуюсь, все ли у них в порядке, прошу, чтобы они нашли способ рассказать мне, чего им не хватает. Сам стараюсь трудиться только в хорошем настроении. Верю, что это важно! Пока получается не всегда. Я многого еще не знаю, и если что-то идет не так, как мне хотелось бы, начинаю беспокоиться. Работаю над этим, медитирую. Огород — самый настоящий путь саморазвития.

А еще стремлюсь организовать хозяйство так, чтобы оно требовало как можно меньше времени и сил. Важно работать без сверхнапряжения и боли в пояснице и получать удовольствие. Тогда и мысли всегда будут светлые.

— Почему ты вообще решил заниматься земледелием?

— Из любви и уважения к растениям. Меня завораживает процесс появления всходов, потом каждый росток начинает развиваться и меняться, на нем раскрываются листики и бутончики, урожай зреет… Зачем искать чудеса, когда они всюду? Например, на грядках!

Но любимое дело жизни я нашел не сразу. После окончания университета никак не мог смириться, что моя работа будет состоять из восьми часов общения с монитором. По профессии я экономист-математик, факультет, который я окончил, предполагал, что в идеале стану сотрудником института экономики. Но работа в офисе давалась тяжело, я совсем не видел себя в этом.

Сначала старался, менял офисы. Потом попробовал работать на себя, но опять же за компьютером. Я человек активный, люблю природу, с детства благодаря родителям много времени проводил за городом, поэтому труд в четырех стенах — не мое.

Стал прислушиваться к себе, заинтересовался темой здорового питания, начал разбираться и понял, что в магазинах мало хороших продуктов. Появилась цель выращивать здоровую еду для себя и своей семьи. Но особых путей тогда не было: ни земли, ни специального образования. Начал изучать тему, проходил онлайн-курсы, искал информацию на форумах, ездил на профессиональные семинары.

Читать еще:  Прикосновение к духу истории в садах замка Шенонсо в долине Луары

Однажды случайно попал на семинар к Андрею Алексееву — основателю и идеологу бренда «Мира». В тот вечер он рассказывал, как подбирает персонал, что один из его принципов — давать сотрудникам свободу, искать людей, которые работали бы с удовольствием, помогать им проявлять себя.

Тогда я подумал, что было бы здорово работать в такой компании. А как именно, было непонятно. Садиться за компьютер по-прежнему не хотелось. Вскоре произошел случай, который привел меня к проекту «Мира Огород».

Ехал на машине, поворачивал возле поселка Кирова и увидел, что по обочине идет человек, похожий на Андрея Анатольевича. Я засомневался, мол, как бы он здесь оказался. Но вернулся и понял, что не ошибся. Предложил подвезти. Пока мы ехали, я поделился своей идеей заниматься органическим земледелием. Он ее одобрил и сказал, что будет рад обсудить делали, когда у меня созреет план. Это был первый шаг. Потом я несколько раз приходил в офис, Андрей Алексеев меня направлял, подсказывал. Наш проект рождался постепенно.

Представляешь, у меня был лишь базилик на подоконнике, а теперь — большая теплица, где я занимаюсь творчеством и исследованиями! Мне были даны большие ресурсы, и я очень благодарен за это.

Давно понимал, что если занят проектом «Мира Огород», который находится в поселке «Мира Деревня», то и жить нужно там. Иначе с растениями нельзя — на первом этапе важно максимальное внимание и присутствие. Переехал в поселок вместе с женой, уже здесь родились наши дочки-двойняшки, а в теплице созрел первый урожай овощей!

— Есть планы на следующий год?

— Да, будем делать открытый грунт. Обсуждаем подготовку нового участка, где сможем вырастить еще больше овощей. А еще посадим кустарники и деревья. Было бы здорово сделать яблоневый сад и выращивать ягоду! Сейчас в работе погреб, где мы будем хранить урожай.

Но главная новость в том, что мы строим кооператив. То есть все желающие смогут не только покупать овощи, но и выращивать их вместе с нами.

Мы подготовим землю, обеспечим инструментами, материалами, покажем, расскажем, что и как делать. Каждый сможет поучаствовать в меру своих возможностей. Всех приглашаем огородничать! Будем рады и опытным садоводам, и новичкам в этом деле!

Текст: Марина Чайка
Фото: из личного архива Александра Кузнецова

Сериалы-XXI. Вставайте, граф, закат уже полощется…

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Дракула (Dracula). Великобритания, 2020.

Жанр: мистика и ужасы с элементами драмы и мелодрамы.

Кто придумал: Марк Гэтисс и Стивен Моффат (по мотивам романа Брэма Стокера).

Кто участвует: Клас Банг («Квадрат», сериал «Правительство»), Долли Уэллс («Сможете ли вы меня простить?», сериал «Роскошная комедия Ноэля Филдинга»), Морфилд Кларк («Капкан», «Интерлюдия в Праге»), Джонатан Арис (сериалы «Тутанхамон», «Война миров»), Джон Хеффернан (сериалы «Пустая корона», «Улица Потрошителя»), Марк Гэтисс («Кориолан», сериал «Шерлок»), Лидия Уэст (сериал «Годы»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Венгрия, позапрошлый век. Послушницы женского монастыря дают убежище изможденному, похожему на скелет бедолаге. Человек представляется юристом Джонатаном Харкером (Джон Хеффернан) и рассказывает сестре Агате (Долли Уэллс) свою душераздирающую историю: оказывается, он добрался сюда из соседней Румынии, где находился в замке местного графа Дракулы (Клас Банг). В замок он прибыл по делам и всего на пару дней, но задержался надолго и стал свидетелем жутких происшествий. Надо ли говорить, что в полускелет Джонатан превратился из-за графа, который не кто иной, как четырехсотлетний вампир, высасывающий кровь у людей — постепенно или сразу…

Как вы уже поняли, сценаристы Марк Гэтисс и Стивен Моффат, знаменитые на весь мир благодаря своему сериалу «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, в этот раз решили замахнуться на Брэма нашего Стокера, произведя на свет очередную экранизацию — в виде мини-сериала (три полуторачасовых эпизода). Почти сотню лет тому назад, когда столп немецкого экспрессионизма режиссер Фридрих Мурнау первым задумал перевести на целлулоид историю графа-кровососа, вдова Стокера, как известно, не дала ему согласия. И тогда Мурнау просто-напросто переименовал персонажей (главный антигерой стал, например, Орлоком) и перенес место действия, а сам сюжет оставил почти без изменений. Сегодня, когда слово «Дракула» — коммерческий брэнд и при этом, за давностью лет, уже никому не принадлежит, глупо давать антигерою псевдоним: нынешние авторы сценариев уже совершенно свободны в своих интерпретациях классического сюжета о вампире.

Справедливости ради заметим, что феномен вампиризма был описан в литературе задолго до Стокера. Впервые такие кровососы были упомянуты в далеком 1654 году папским библиотекарем Леоном Алацци. В 1819 году доктор Полидори (более известен как киноперсонаж «Готики» Кена Рассела) написал повесть «Вампиры». В русской литературе кровососы также присутствовали — у Пушкина, например, есть отдельное стихотворение «Вурдалак» (1835), где, правда, чудище существует лишь в воображении главного героя. А вот у Алексея К. Толстого в повести «Упырь» (1841) кровосос явлен воочию и творит свое черное дело. Роман Брэма Стокера вышел значительно позже — в 1897 году и благодаря хорошо выстроенному сюжету (упакованному в эпистолярный формат) в духе мрачной готики и жутковатой визуализации подробностей кровавых злодеяний графа, пришелся по вкусу европейской публике — этим, собственно, и была обусловлена уже упомянутая попытка Мурнау пересадить графа с литературной почвы на кинематографическую.

Роман стал основой более 160 фильмов, хотя любопытны лишь некоторые. Например, первая официальная экранизация — «Дракула» (1931) с Бэлой Лугоши в роли графа (актер потом еще не раз его сыграет). Или «Дракула» 1958 года с Кристофером Ли (отметится в ролях еще полутора десятков Дракул). Из фильмов сравнительно недавних назовем картину «Дракула Брэма Стокера» (1992), снятую Фрэнсисом Фордом Копполой (с Гэри Олдманом), и пародию «Дракула мертвый и довольный» (1995) Мэла Брукса: благодаря Лесли Нильсену граф превратился в старого идиота, окруженного идиотами помоложе.

Если уж искать аналогии для сериала Гэтисса и Моффата, то названная выше картина 1995 года будет для сравнения наиболее подходящей — с той очевидной разницей, что Мэл Брукс творил в жанре киноиздевки, конкретно метил в фильм Копполы и пригласил на роль графа популярного комика (чтобы было посмешнее), а нынешние экранизаторы экономят на юморе (за него в мини-сериале отвечает, собственно, сам Марк Гэтисс — как актер, в роли адвоката), и в качестве мишени выбран не один только фильм Копполы. По сути, объектом иронического постмодернистского переосмысления становится чуть ли не весь корпус разнообразных киновоплощений романа, и авторы даже временами забредают на чужие территории (так «оживающая» отрубленная кисть руки судового кока — оммаж «Семейке Аддамс», а сам сюжет второго эпизода, о путешествии на корабле «Деметра», — явная попытка подружить роман Стокера с «Десятью негритятами» Агаты Кристи).

Три эпизода мини-сериала — это практически три полнометражных фильма, в каждом из которых место действия довольно строго локализовано и внимание авторов сосредоточено на одной сюжетной линии (первая серия — злоключения Джонатана Харкера и метаморфозы Дракулы, вторая — путешествие в Англию на корабле «Деметра», третья — любовь графа, которая оказывается роковой для всех). Рецензенты, раздраконивая (часто справедливо) сюжетные натяжки мини-сериала, ломились в открытую дверь. Они обижались за первоисточник, принимали лукавую игру со штампами за умножение этих штампов и отказывались судить «Дракулу» 2020 года по законам постмодерна, хотя было ясно, что после стольких интерпретаций эта уже просто не может стать буквалистской.

Читать еще:  Поход в Альпы

Что ж поделать? За прошедшие десятилетия всё давно было пройдено: и превращение охотника на вампиров Абрахама Ван Хельсинга в женщину, и перенесение истории в современность (даже в далекое космическое будущее), и попытки «политкорректно» добавить в кадр афроамериканцев, и попытки героев «в лабораторных условиях» изучить свойства вампиров, и навязчивый фрейдизм в качестве бэкграунда, и связанные с этим сексуальные перверсии (похоже, нынешний граф бисексуален), и еще много всего — пожалуй, остановим перечисление, чтобы ненароком не впасть в грех спойлерства. Все прежние выкрутасы «дракулианы» освоены авторами сериала 2020 года со тщанием, и можно лишь удивляться, как из сора всей эклектики вырос более-менее логичный и непротиворечивый (насколько это вообще возможно для постмодерна) сюжет. Отдельное спасибо авторам за хороший кастинг. Датский актер Клас Банг (который тут напоминает гибрид Белы Лугоши со Стивеном Сигалом и Кайлом Чандлером) уместен в роли графа-кровососа. Долли Уэллс органична в роли протагониста; прочие тоже не портят ансамбля.

Единственное, что мешает автору этих строк оценить мини-сериал выше восьми баллов по десятибалльной шкале — это скомканный финал. Похоже, Гэтиссу и Моффату поначалу было твердо обещано как минимум четыре эпизода, но когда съемки третьего уже давно перевалили за середину, продюсеры решили сэкономить и потребовали от создателей за десять финальных минут закруглить сюжет. Если это так, то обиженные на продюсеров сценаристы выполнили пожелание с явным отвращением, скрыть которое невозможно. Дурацкая гибель «нильсеновоского» вампира в фильме Мэла Брукса выглядит в разы логичней и убедительней, чем суетливое и нелепое завершение четырехсотлетней биографии Дракулы-2020. Признаться, очень жаль. Граф был достоин лучшей участи.

Подбор растений

Здравствуйте, уважаемые. Прошу помощи в подборе растения, которому предстоит жить в достаточно специфических условиях.

В качестве предыстории. Около пяти лет тому назад, когда жена только ко мне переехала, она попыталась было озеленить наше обиталище — опыт содержания самых различных комнатных растений у неё был с детства и исключительно удачный. Но здесь — не пошло, результатом чего стала гибель нескольких веток плюща, изумительно красивого папоротника и даже кактуса (кактус сдался последним). Причины казались внешне разными, но мы на время смирились с тем, что «видать, не судьба», и больше не рисковали.

Теперь хотели попытаться снова, но на этот раз значительно больше внимания уделить подбору растения под будущие условия обитания — теперь уже понятно, что само собой здесь ничего расти не будет.

1. Растению предстоит стоять в глубине комнаты при полном отсутствии солнечного света. Общая освещённость комнаты довольно умеренная, спектр тёплый. Готов организовать направленную локальную подсветку (нужного спектра в пределах бытовых энергосберегаек, интенсивности и продолжительности, если, конечно, вы меня по этой части проинструктируете) «живого уголка»: во первых, чтобы подружить растение с неподоконничными/ небалконными условиями, а вторых, даже хотел бы подсветить из чисто эстетических соображений.

Соответственно, нужно выбрать растение, которому искусственная подсветка при отсутствии настоящего солнечного света не противопоказана. Опять же, даже энергосберегайки и даже на некотором расстоянии (сантиметров 25-30 — максимум, что могу дать, дабы не слишком много света расходилось по комнате) греют, и это, вероятно, нужно учитывать.

2. Факт внутрикомнатного проживания также будет влиять на сезонный цикл — зимой, конечно, в помещении прохладно бывает, но не настолько уж. Во всяком случае, зимние условия в 10-15 градусов я обеспечить не смогу. Соответственно, нужно растение, для которого это не критично.

3. Довольно пыльно. Проветривается помещение плохо. Уровень сквозняков оценить не могу — у меня листьев нет. По ногам дует, но в 70 сантиментах от пола, где будет стоять растение, я лично не чувствую. Влажность оценить также затрудняюсь.

4. Ноябрь на носу. И ждать до весны с попыткой не хочется. Соответственно, нужно выбрать такое, которое перенесёт транспортировку и акклиматизацию в новых условиях в это малоподходящее время года. Пересаживать ли, переваливать ли и т. д., надеюсь, подскажете.

5. Не слишком дорогое. Учитывая негативный опыт, сразу рисковать деньгами не хочется.

И теперь, наверное, о главном. О предпочтениях. Всё-таки, не цветы. Ни у меня, ни у жены не лежит к ним душа как-то. Так что, либо что-то лиственное (не плющ, при этом, поскольку уголок отводимый под задумку горизонтален), либо кактус (из них, при успехе мероприятия, можно и «батарею» выстроить). Если лиственное, то хотелось бы с листьями тонкими и некрупными. Растения с травенистоподобными листьями, вроде представленных в этой теме – не совсем “моё”, но, возможно, что-нибудь и из подобного и может подойти.

Вообще, мне очень папоротник нравился, но чем больше читаю о них, тем меньше удивляюсь, что он у нас совсем недолго прожил. Видимо, у них куча причин, по которым они могут гибнуть. И повторять такой опыт совсем не хочется — неприятно это, когда растение умирает.
Среди кактусов, в общем-то, тоже могу легко найти виды, которые мне понравятся, а жена их любит все. Однако, у них тоже есть требования к содержанию.

В общем, прошу предлагать виды, которые могли бы подойти под сформулированные условия обитания — а там уж я фотографии найду и пойму «вижу» ли я этот вид у себя или нет.

Дачная магия или как эффективно сажать растения

Однажды соседка назвала меня ведьмой. Видите ли, у нее урожай слабый, а у меня все растет просто в волшебном изобилии. “Не иначе, как магию привлекла” – сказала она мне тогда. На самом деле все оказалось намного проще, постоянно наблюдая за овощными культурами и их взаимодействием между собой, я сумела построить алгоритм грамотной планировки посевов, который и привел меня к высоким показателям урожайности.

Как сажать растения, чтобы добиться хороших результатов?

Давайте отправимся в краткий экскурс по нашему огороду и кратко осветим характер “дружбы” овощей между собой.

1. Начнем с огурцов. Для них лучшим соседом является укроп, который вытянет излишнюю влагу из почвы, отразит атаки серой гнили, часто поражающей культуру по время дождливого лета.

2. Картофель и томаты защитить от фитофтороза поможет посеянная вдоль грядок свекла. Расстояние между грядками должно составлять не менее 30 см, так овощи не будут мешать друг другу.

3. Чудесным трио можно считать кукурузу, тыкву и горох. Секрет этого способа выращивания я подсмотрела, читая книгу об американских индейцах. Оказывается, что кукуруза – отличная опора для вьющихся сортов гороха, который обогащает почву ценным для нее азотом. А тыква прекрасно “убивает” сорняки между растениями, своими раскидистыми листьям-лопухами загораживая им свет.

4. Хороший дуэт могут составить морковь с луком. Лук, как истинный рыцарь, защищает морковку от вредителей, бактерий, грибковых заболеваний. Благодаря своим инсектицидным и фунгицидным качествам, которые обеспечивает выделяемое вещество аллицин, лук становится надежным партнером, помогающим моркови дать огороднику хороший урожай.

5. Салат или аджика из томатов и базилика – удачное решение для обеденного стола, но даже на огороде они отлично уживаются вместе. Дело в том, что для обоих растений необходима и одинаковая почва, и одинаковая система полива, что гарантирует простоту ухода за культурами и высокие урожаи.

Стоит знать, что гусеницы, поражающие томаты, не переносят аромата базилика, причем огородник может выбирать как синий базилик, так и зеленый – гусеницы массово станут покидать территорию, едва услышав этот несносный для них запах. А знаете ли вы, что помидоры будут намного ароматнее и вкуснее, если их вырастить рядом с базиликом? Чтобы растения не мешали друг другу расти, необходимо высаживать их на расстоянии 50-60 см друг от друга.

6. Следующее трио поможет огороднику решить несколько проблем одновременно: снизить трудовые затраты на площадке, защитить культуры от колорадского жука. Речь идет о фасоли, болгарском перце, баклажанах. Так как баклажаны и перец относятся к одному семейству пасленовых, им требуется одинаковый уход и полив, что очень удобно для владельца огорода. А посеяв стручковую кустовую фасоль между рядами перца и баклажана, вы гарантированно избавитесь от нашествий колорадских жуков. Расстояние между грядками должно быть 25-30 см, так культурам будет достаточно и света, и воды, и тепла.

Читать еще:  Карликовые хвойники в ландшафтном дизайне

7. Хотите, чтобы рассада капусты прижилась как можно быстрее? Тогда воткните после посадки рядом с растением срезанный стебель крапивы и все будет в порядке. А защитить от капустной бабочки и тли помогут высаженные между рядками укроп, сельдерей, кориандр. Отлично приживаются и защищают капусту от вредителей и такие виды цветов, как бархатцы, календула. Чтобы на капусту не нападал клещ, хорошо помогают уложенные вокруг растущего растения ветки полыни, но использовать необходимо полынь без цветков, иначе капуста будет горькой.

Представленные вниманию читателей советы бывалого огородника помогут не только добиться хороших урожаев, но и снизить расходы на покупку минеральных удобрений и отравы от вредителей.

folloart

Пример одной консультации, по составлению дендроплана. На фото участок вблизи леса, Ленинградская область. . Часть растений уже имеется или в списке совместных закупок: розы, пионы, ива белая, сирени и проч. . Как правило, непосредственно на границе смешанного леса неблагоприятная фитосанитрная обстановка для некоторых садовых видов деревьев и кустарников. Так же не стоит размещать крупные деревья на небольших участках и вблизи дома. . Плодовые деревья стоит располагать на самом освещенном и продуваемом месте. . Деревья и кустарники располагаем группами, виды растений подбираем в зависимости от микроклимата участка: влажности, освещенности и сложившегося растительного биоценоза. . ⚘Обсуждаем, то что хочется посадить, что будет неуместно, рекомендую конретные растения для данного участка, прилагаю эскизы групп растений. Объясняю, как подружить растения в группах и между группами. . Консультации проходят по воцап 89252608014 . С вас фото видео план участка (можно от руки), список имеющихся растений, пожелания и проч. . . консультацияагрономачтопосадитьмиксбордерклумбалеснойучастокдендропланозеленениеландшафтныйдизайнландшафтныйдизайнерновыйучастокплодовыйсаделинаучасткехвойныегортензиитуирастениядлясада

Featured Posts

11 Comments

  • svetlanaperkova21441 month ago

Добрый вечер! Сколько стоит консультация?

_marina__rose_1 month ago

iza.bella_zaytseva1 month ago

И сколько такая услуга будет стоить?

_gardenstyle_1 month ago

Главное не высаживать вдоль леса в ряд один кустарник. эээ. Ну допустим калину бульденеж она ещё и повреждается вредителями да и вообще однообразие всегда плохо

yantarnaya_sosna1 month ago

Как здорово что сейчас есть возможность сделать очень многое онлайн и получить консультацию от профессионала, а не просто искать ответы в интернете?

Конспект занятия по естествознанию в первой младшей группе «Уход за растениями»

Оксана Дудко
Конспект занятия по естествознанию в первой младшей группе «Уход за растениями»

йымдастырылан оу ызметіні № 1 схемасы

Схема учебной образовательной деятельности № 1

29.10.17. 1 младшая группа

Саласы – Образовательная область: Познание

Блімі – Раздел: Естествознание

Таырыбы – Тема: «Уход за растениями»

Масаты – Цель: Развитие умения обратить внимание на приемы полива; вызвать желание ухаживать за растениями.

Міндеттері – Задача: Формировать навыки ухода за растениями: умение поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой;

-Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

-Развивать умение ухаживать за растениями, трудовые навыки.

-Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь.

діс-тсілдер – Методы и приемы:сюрпризный момент, трудовая деятельность в уголке природы, поощрение.

Билингвалды компонент – Билингвальный компонент: су –вода, гл –цветок, сау болыыз до свидания.

Крнекті-ралдар – Оборудование (наглядный материал, учебные пособия): кукла фея, комнатное растение герань, сансервьера, лейка с водой, мягкие влажные тряпочки.

Сабаты барысы – Ход занятия:

Здраствуй солнце золотое!

Здраствуй небо голубое!

Здраствуй матушка-земля!

Здраствуй ты и здраствуй я! (Далее воспитатель просит детей сесть красиво, ножки «подружить», спинку выпрямить).

Введение в игровую ситуации:

Звенит колокольчик и появляется фея Флора, в руках у нее цветок в горшке.

– Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела фея Флора. – Фея флора, а что у тебя в руках?

Фея: – да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может вы мне поможете, разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой. А еще говорят, что за ним надо ухаживать.

II) Негізгі блім:

Воспитатель: – Флора, ну конечно, это цветок -герань. Это комнатное растение, правда, ребята? На казахском языке цветок – гл. Посмотри, у нас в группе много комнатных растений

Воспитатель: – А почему растения называются комнатными? Правильно, эти растения растут дома, в комнате. Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. А что помогает цветам расти? Правильно вода (су). Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.

-Посадил садовник в землю маленькие семечки, пустили они корешки. (дети приседают) Стало яркое солнышко обогревать своими теплыми лучиками первые зеленые росточки. Стебелек тянулся выше- выше. (Поднимаются, становятся на носочки, тянутся к солнышку). Появились первые зеленые листочки. А вот расцвел красивый цветочек и улыбнулся нам. Добрый садовник напоил растения водичкой, и они стали еще красивее. (Воспитатель имитирует полив растений-деток из леечки).

Воспитатель: – ну, конечно, Флора. Просто за ней надо правильно ухаживать. Наши ребятки тебе сейчас об этом расскажут. Ребята, как надо ухаживать за растением, чтобы оно росло большим, красивым, чтобы на нем появились цветы? Воспитатель обращает внимание детей и Флору на то, что фиалка не любит много воды и света и поливать нужно только корни, а листья нельзя. От лишней влаги растение может заболеть и погибнуть. Прежде чем полить цветок, нужно его по рыхлить, протирать листья (для примера возьмем герань, сансервьеру- щучий хвост).

III) ортынды блім:

Ребята, фея Флора хочет вас поблагодарить за интересное и познавательное занятия Прощаются с феей – сау болыыз! Что нужно делать, что бы цветочки росли и цвели? – Ухаживать за ними.

Ктілетін нтиже – Ожидаемый результат:

Біледі – Знают: комнатные растения – цветы, которые растут в комнате.

Тсінеді – Понимают: как нужно ухаживать за растениями.

олданады – Применяют: навыки полива из лейки.

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями и первая их подкормка» Цель: Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательность; Закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: Развивать интерес к комнатным растениям; Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства.

Конспект НОД «Весенний уход за комнатными растениями» (старшая группа) Тема: “Весенний уход за комнатными растениями”. Цель:Формировать умение детей правильно ухаживать за комнатными растениями. Задачи:развивать.

Конспект ОИС по познавательному развитию во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» Цель: закреплять представления детей об уходе за комнатными растениями. Задачи: Образовательная: уточнить представления о частях растения:.

Конспект занятия по экологии в первой младшей группе. Ознакомление с комнатными растениями Задачи: Познавательные. 1. Знакомить детей с комнатными растениями группы, со способом ухода за ними. Развивающая. 1. Развивать речь детей.

Конспект занятия с детьми младшей группы. Ознакомление с природой «Уход за комнатными растениями» Конспект занятия с детьми младшей группы. Ознакомление с природой. Тема занятия «Уход за комнатными растениями» (сказка «Ежик Ежка и кактус.

Конспект занятия в средней группе «Подкормка и уход за комнатными растениями» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №21 г. Томска Конспект занятия.

Конспект занятия в средней группе «Уход за комнатными растениями» (трудовая деятельность) Программное содержание: 1 Закрепить знания детей об основных потребностях комнатных растений (свет, вода, почва, тепло, о частях растений,.

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями» Тема занятия: «Уход за комнатными растениями» Цель: Формировать и закреплять трудовые навыки в уходе за комнатными растениями. Задачи: -Познакомить.

Занятие во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель. Закрепить название комнатного растения (фикус, его части (ствол, листья). Упражнять детей в несложных навыках.

Источники:

http://miraman.ru/posts/aleksandr-kuznetsov-zachem-iskat-chudesa-esli-oni-na-gryadkakh
http://nversia.ru/news/serialy-xxi-vstavayte-graf-zakat-uzhe-poloschetsya/
http://www.flowersweb.info/forum/forum1/topic101081/messages/?PAGEN_1=7
http://sait-pro-dachu.ru/dachnaya-magiya-ili-kak-effektivno-sazhat-rasteniya/
http://folloart.com/p/B55Z3rLHA3C
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-estestvoznaniyu-1-mladshaja-grupa-tema-uhod-za-rastenijami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: