Мое лебединое озеро
Моё лебединое озеро.
Пётр Ильич Чайковский
«Лебединое озеро»
Несколько месяцев назад у меня возникла мысль посвятить один из выпусков Литературной Гостиной не классическому произведению литературы (или современному), не выдающемуся (или знаменательному) кинофильму, а балетной постановке. Рождённая мысль человека, словно вода, что точит, точит камень (наш разум), превращая его в произведение нерукотворного искусства – воплощённую идею! Итак, вашему вниманию я хочу представить цикл выпусков о балете, которые я буду регулярно публиковать на страницах рубрики. Прошу тех, кому не интересен данный материал, просто перелистнуть страничку рубрики. А тех, кому по нраву данное начинание поддержать меня в комментариях к выпуску.
Есть в мире балета безусловный лидер – король всех постановок не только в России, но и во всём мире. И имя ему – балет «Лебединое озеро». В прошлом году исполнилось уже 140 лет со дня премьеры этого легендарного балета. Я расскажу об истории, о самых знаменитых танцовщиках главных партий и о его современных нетривиальных воплощениях в зарубежном мире.
В 1885 году у директора Московской императорской труппы – Владимира Петровича Бегичева родилась идея постановки балета «Озеро лебедей». И он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать музыку. Чайковский принял это предложение, как он писал позднее: «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Искусствоведы утверждают, что им даже частично использовалась партитура уничтоженной оперы «Ундина». Источником же либретто, как рассказывает Ю. О. Слонимский, стала сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьми томного собрания «Народные сказки немцев». И ещё одна интересная деталь. Считается, что на написание музыки к этому балету Чайковского вдохновила Бавария. Именно там он увидел Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. Должна сказать, что к классическим постановкам «Лебединого озера» до сих пор используют изображение, либо инсталляции готического замка в горах.
Из первоначального варианта либретто «Лебединое озеро»:
«… Принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовёт его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в неё. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбирать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает ей клятву верности, тем самым предавая Одетту. Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и появляется белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка. Позже Одетта и Зигфрид, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера…»
К сожалению, первая постановка балета в 1877 году получила плохие рецензии и, как говорится, с треском провалилась. Петр Ильич не дожил до успешного возобновления балетной постановки. Его не стало в 1893 году, а воскрешённое двумя выдающимися балетмейстерами Императорских театров — Мариусом Петипа и Львом Ивановым «Лебединое озеро» 1895 года, обрело бессмертие. Кстати, у новых лебедей исчезли искусственные крылья (перья) и родились настоящие руки-крылья, а либретто к новой версии постановки переделал родной брат Чайковского — Модест Ильич.
О танцовщиках.
Первой Одеттой, навсегда вошедшей в историю балета, стала балерина Императорских театров — Полина Карпакова. В постановке 1895 года партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт (вы не поверите, но ему на тот момент было уже 50 лет). Безусловно, самыми выдающимися исполнителями партии Одетты (Одиллии) в двадцатом веке считаются Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Галина Уланова, Анна Павлова и Майя Плисецкая. Зигфриды тоже не подвели: Константин Сергеев, Фарух Рузиматов, Вацлав Нижинский, Николай Фадеечев и Рудольф Нуриев.
Прикрепленный к этому выпуску фильм-балет «Лебединое озеро» был снят в 1957 году. Признаюсь вам, что это одна из самых великолепных и любимых мною классических постановок «Озера». Хореограф – Александр Горский. Главные партии блистательно танцуют Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Просто насладитесь. Прикоснитесь к чуду…
https://www.youtube.com/watch?v=KRGCH3koS2k
Для сравнения: современная постановка балета «Лебединое озеро» 2014 года. Хореограф – Андрей Петров. Главные партии исполняют Александра Тимофеева и Михаил Евгенов. Что сказать? Не менее – чудо!
https://www.youtube.com/watch?v=Bg_jFwt955A
О вариациях.
Расскажу о двух постановках, которые своей инаковостью не просто разрушают стереотипы монументального явления под названием «Лебединое озеро», они (во время их просмотра и после) рождают на свет что-то такое в нас, что отзывается совершенно необъяснимым образом. Нет у меня слов, пожалуй, для описания этого явления. Просто смотрите и просто чувствуйте.
Родоначальником этой инаковости для меня является Рудольф Нуриев. В 1964 году он поставил своё «Лебединое озеро» в Wiener Staatsopernballett. Зигфрида танцевал он сам. До 1988 года. Не удивляйтесь, но ведущую партию в балете он отдал именно принцу. А великолепная Марго Фонтейн в роли Одетты просто была рядом.
https://www.youtube.com/watch?v=C5nrpetuvC4
Вторая постановка балета «Лебединое озеро», которая уже несколько лет является для меня знаковой – это хореография Matthew Bourne. В 1995 году английский хореограф и режиссёр Мэттью Борн, основатель танцевальной труппы «Adventures in Motion Pictures», поставил «Swan Lake». Премьера спектакля прошла в лондонском театре Sadler’s Wells. И до сих пор его «Лебединое озеро» не сходит с афиш лондонского West End theatre и нью-йоркского Broadway theatre. В чём же уникальность постановки? Её действие происходит в современной Англии, где «… в центре внимания история душевных терзаний Принца, бесконечно одинокого, нелюбимого бесчувственной Королевой, отторгнутого лживым обществом, жаждущего идеальной любви и находящего её не в хрупкой и женственной королеве лебедей – Одетте (как в оригинале Петипа-Иванова), а в Лебеде. Лебеде-мужчине…». И ещё, безусловно, в аллюзиях к историям жизни и их перипетиям представителей британской Королевской семьи. Иронично, безумно талантливо и, конечно, инаково!
https://www.youtube.com/watch?v=rQsECoq9XGM
Знаете, я слышала такое необычное сравнение: что «Лебединое озеро» для мира Балета является таким же явлением, что и «Чайка» Антона Павловича Чехова для мира Театра. Есть что-то в этом утверждении, правда?
Лебединое Озеро
Солнечные лебеди. Акварель
(095/366) 4 марта – премьера “Лебединого озера”
Одному из самых популярных балетов в мире сегодня исполняется 142 года. Мне кажется это один из немногих балетов, который можно попросить напеть человека на улице, и он (внезапно) напоет. С праздником!
Переворот
А присесть на дорожку?
Лебединое озеро XXI века.
Пруд, спутниковые антенны с динамиками. Инсталляция Марко Баротти “Лебеди”.
А белый лебедь на пруду.
В Астрахани есть пруд под названием Лебединое Озеро.
Летом на этом Озере живут два лебедя. На зиму их куда-то увозят.
Возила я сына в Астрахань в прошлом году. И водила я его на Лебединое Озеро лебедей кормить (теперь могу гордо говорить “Мы на Лебединое Озеро ходили)))).
Не поленились – в магазин сходили за батоном. Угощал мой сын лебедей хлебом. Ели они прямо с руки у него (у меня с рук есть не стали). А потом спасибо говорили – “хрю-хрю”. Вот уж никогда бы не подумала, что лебеди хрюкают ))) Или хрюкают только эти лебеди?
19.08.1991 25 лет прошло.
Танец маленьких лебедей: Необычная хореография ))
Когда каменты – вслух
Были как-то в Мариинке на “Лебедином Озере”.
Рядом, в соседней ложе, сидели две тётки овер 50 – все в серебре и на пафосе. Смотреть балет было несложно, а вот слушать оркестр.
– Зигфрид мне нравится. Красивый молодой человек.
– Ну, Одеттой она была такой себе. Посмотрим, какой она Одилией будет.
– Ротбарт такой импульсивный, неудержимый, но худоват, худоват. Шут, кстати, тоже. Но ему идёт.
– ОН ЖЕ ЕЁ ЕЛЕ ДЕРЖИТ! Но и она, конечно, не Майечка, не Майечка.
– А вот в Большом чёрных лебедей нет. Посмотрим сейчас, какое это на меня впечатление произведёт.
И вот это – постоянно! Бу-бу-бу, бу-бу-бу.
Изобразил однозначно очаровательную рожу, из разряда “самый положительный в мире зять”, наклонился к ним:
– Уважаемые дамы! А давайте, вы в антракте попиздите, хорошо?
В театре мы или где?
Год литературы и русского языка в России прошел, да и ладно
Лебединое Озеро
Алтайский край. Красота!
Рекорды в театре.
Самое невероятное исполнение “Лебединого озера”
Как сделать так, чтобы все думали, что вы зумер: инструкция для бумеров
Снимайте ковры со стен и срочно выключайте телевизор, потому что мы начинаем. В рамках проекта про поколения мы решили разобраться, на что нужно обратить внимание бумерам, которые хотят «шарить» в трендах, но не поспевают за гиперактивными миллениалами и прогрессивными зумерами.
Помните: теория поколений – вещь довольно условная, поэтому все черты мы усреднили, а местами возвели в самую что ни на есть крайнюю крайность.
С чего обычно начинается перерождение? Герои фильмов, как правило, бегут в торговый центр, чтобы приодеться. Персонажи начинают бесконечную демонстрацию образов в примерочной или просто скрываются в дверях магазина, а потом выходят оттуда в шикарных обновках. Помните Питера Паркера? Нет? А надо бы. Но к мемам мы еще вернемся. А пока обсудим те самые предметы одежды, в которых любой бумер будет настолько крутым и движовым, что даже отпетый молодняк не посмеет сказать ему «ок».
• Никаких костюмов! Нет, они, конечно, имеют право оставаться в гардеробе, но носить их нужно стильно, как это делает Asap Rocky. Почему так? А потому, что костюм – это одежда «несвободы». У молодых непринятие рамок находит отражение во всем.
• Бренды. То, какой логотип красуется на вашей майке, решает многое. Есть бренды, которые сразу улетают в бан. А есть и такие, которые просто по определению крутые, и одно только наличие их логотипа на вещи делает ее в тысячу раз желаннее.
• Обувь. Кроссовки, они же сникеры, – чуть ли не самый важный предмет в гардеробе современного человека. Миллениалы и зумеры сумеют вычислить модель, стоимость и пробег ваших сникеров с первого взгляда. И обязательно надо купить для них шампунь, набор щеток и защитное средство, потому что кроссовки могут быть грязными, а сникеры – нет.
Атмосфера и энергетика
Любой уважающий себя зумер знает хотя бы одно танцевальное движение из Fortnite — многопользовательской игры, которая превратилась в настоящий культ. Ну, может быть в России не так явно ее почитают, как на западе, но танцы персонажей оттуда точно разучивают. В любом случае, эти движения будут гармонично смотреться практически с любой музыкой. Особенно с шумным трэпом. Это жанр музыки, который для большинства бумеров звучит скорее как групповое соитие тяжелой техники и кухонной утвари. А если вы пока не готовы покорять танцевальный Олимп, отправьте внуку открытку со СберКотом в Диалогах мобильного приложения Сбербанк Онлайн, где тот делает знаменитые движения. Поверьте, внук заценит.
Музыкальные кумиры зедов не представляют из себя ничего страшного, хотя старшее поколение все равно не перестает падать в обморок от вкусов наследников.
Lil Peep – один из самых ярких представителей поколения Z в музыкальной индустрии. Он прожил всего 21 год, но оставил после себя ряд крайне вирусных хитов. И вы, кстати, вполне могли слышать их на какой-нибудь радиостанции, пока утром ехали на работу. Втягиваться в культуру зедов на самом деле может быть совсем не больно!
Билли Айлиш – еще одна гордость зумеров. 18-летняя девчонка порвала все чарты и словила фантастическую волну популярности. Очередное доказательство того, что поколение Z взрослеет рано и весьма уверенно захватывает власть. Хотя бы знать о ее существовании просто обязательно, иначе молодые не примут вас в свои ряды.
Хип-хоп захватил ВСЕ, поэтому знакомиться с трендами музыкальной индустрии придется в основном через них. XXXTentacion, Трэвис Скот, 6ix9ine – это лишь малая доля самых узнаваемых творцов, но для начала хватит и ее. Да, эти музыканты слишком вычурные, яркие и блестящие, но так теперь работает этот мир.
Опыт и переживания
У многих бумеров, да и не только бумеров, есть ряд вредных привычек. Если хочется называться продвинутым и современным, то их придется выкинуть из жизненного цикла. Например, не стоит хранить пакет в пакете, пластиковый пакет – теперь не в почете, а вот очередное изобретение миллениалов на этот случай есть. Экосумка – тканевая замена пакету, которая на самом деле авоська, но более крутая (на самом деле ничем она от советской авоськи не отличается, просто название модное, и конечно миллениалы ее не изобретали).
Из подобных мелочей и складывается такой странный зверь, как современный человек. Даже мелочи вроде возможности пользоваться банковской картой из приложения постепенно приближают нас к миру без пластика. Сбербанк, например, сейчас дает возможность пользоваться дебетовой картой без наличия физического варианта. Карту можно заказать в приложении, там же активировать, а потом сразу пользоваться, не забирая из отделения. Когда карта будет готова, вы получите смс, но параллельно сможете отслеживать ее статус в приложении, где будет указан точный день готовности карты и адрес отделения, если все же надумаете ее забрать.
На самом деле в приложении Сбербанк Онлайн появилось много удобных нововведений. Если раньше вы постоянно забывали ПИН-код, то это означало одно: в какой-то момент придется тащиться в банк и перевыпускать карту. Теперь перевыпускать карту не нужно, ведь в приложении есть функция смены кода, которая позволяет настроить любое сочетание цифр, что лучше откладывается у вас в памяти. Главное, чтобы последовательность цифр не была повторяющейся или последовательной, вроде 1234 и 1122.
Важный этап в формировании навыка «успевания за временем» – это освоение ленты в социальных сетях. Чтобы первым заценить новую картинку с малышом Йодой, придется поселиться в ленте новостей. Зумеры и миллениалы листают ленту в любую свободную (и не очень) секунду. Только-только открыл глаза после сна? Скролль ленту. Едешь в битком набитой маршрутке, где не повернуться? Плевать на неудобство – скролль ленту до потери пульса!
Мемы так вообще отдельный вид искусства. Иногда они становятся настолько культовыми, что превращаются в нечто большее, чем просто смешные картиночки. Чего далеко идти: мем «ок, бумер» дал начало настоящей войне между поколениями.
Работают миллениалы и зумеры нередко на фрилансе или по удаленке. Они не ходят в офисы, а вместо этого зависают в коворкингах или обустраивают себе рабочий угол дома. Молодежь стремится во всем экономить время и выжимать из него максимум. Поэтому и на мелочи не размениваются, работая из небольших российских городов с заграничными компаниями.
А как деньги получать, спросите вы? На карту, конечно. Здесь есть свои тонкости, но прогресс уже давно ушел вперед, и получать деньги из-за границы теперь не проблема. Достаточно в реквизитах своей карты в мобильном приложении указать, в какой валюте вы будете принимать переводы. В приложении Сбербанк Онлайн эта функция работает давно, и звонить в банк или идти в отделение за информацией не придется.
Отдельная важная тема в жизни любого зумера — безопасность. Причем это не трясучка за сохранность своих вещей, а скорее вопрос приватности и защищенности своих данных. Поэтому некоторые банки переходят на пуши вместо смс. Пуши — это уведомления в смартфоне, которые оповещают о том, что, например, готова ваша банковская карта или пришла зарплата. В приложении Сбербанк Онлайн для пуш-уведомлений настроен свой выделенный канал. Он безопасен и передает информацию в зашифрованном виде, не позволяя мошенникам ее перехватить. А в настройках приложения можно скрыть ленту уведомлений, которая видна до входа в Сбербанк Онлайн. Если вам захочется, лента будет надежно спрятана за паролем.
Кино, сериалы и игры
Супергеройские фильмы – однозначное да. Супергерои крутые и в костюмах. Они побеждают плохих парней и стараются принимать верные решения. Добро с кулаками – это то, чего не хватает в жизни. Кино про героев восполняет пробел в душе, за это его и любят.
Сериалы! Зумеры обожают сериалы, но не такие как «Полицейский с рублевки». Больше соответствует Z-духу «Конец этого (здесь матное прилагательное) мира» про странного мальчика с тягой к насилию и взбалмошной девочки, не признающей авторитетов. Это так по-зумерски: подростки-бунтари сбежали от ненавистных родителей и встали против всего мира.
Нельзя просто так взять и не посмотреть мультфильм «Рик и Морти» про похождения деда и внука. Его знают и обожают практически все. Правда «похождения деда и внука» только звучит невинно. На деле дед Рик всячески кошмарит Морти и, так сказать, учит его, что такое суровая реальность, мультивселенные и мегадеревья.
Суровой бывает не только реальность. Вы когда-нибудь пробовали играть в Minecraft? Не сказать, что навык игры сделает много для развития прогрессивности, но однозначно поможет быть в теме. Игроки выстраивают там целые города, а вы можете попробовать построить там коммунизм. Точнее, воссоздать времена своей молодости.
Разобраться в современных тенденциях не так тяжело. Любой может оставаться «в тренде», если ему это нужно. Самое простое и одновременно сложное – отнестись с пониманием к интересам других. Незнакомое и непонятное будет появляться каждый день, ведь время не стоит на месте.
Узнать больше о сервисах мобильного приложения Сбербанк Онлайн можно тут.
“Лебединое Озеро” как балет счастья и горести советского человека
“Лебединое озеро” занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера “Лебединого озера”, его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.
Зрителям и критикам того времени “Лебединое озеро” часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.
Принцы и принцессы
“Лебединое озеро” — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.
Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.
Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.
И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность “Лебединого озера” превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.
За время Великой Отечественной войны “Лебединое озеро” показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.
До тошноты
В сюжете “Лебединого озера” нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.
Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в “Лебедином озере” более 800 раз.
По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.
Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете “Лебединое озеро”. После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).
Фото: © РИА Новости/Василий Малышев
Среди “любителей” балета “Лебединое озеро” числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.
Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.
Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями “Большой театр” и “Галина Уланова”. Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.
Похороны и перевороты
Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет “Лебединое озеро”. Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.
Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно “Лебединое озеро”? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.
В любом случае, из балета-любимчика “Лебединое озеро” превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.
Но главное историческое появление “Лебединого озера” на экране было ещё впереди.
Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин
Как вспоминает в интервью “Фонтанке” бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа “Лебединое озеро” стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача “Музыкальный телетеатр”. В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.
В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.
В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.
В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после “Лебединого озера” шёл телефильм под названием “Три дня и три ночи”. Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.
Маленькие лебеди — большие времена
Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.
Балет “Лебединое озеро” можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.
“Лебединое Озеро” как балет счастья и горести советского человека
“Лебединое озеро” занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера “Лебединого озера”, его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.
Зрителям и критикам того времени “Лебединое озеро” часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.
Принцы и принцессы
“Лебединое озеро” — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.
Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.
Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.
И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность “Лебединого озера” превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.
За время Великой Отечественной войны “Лебединое озеро” показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.
До тошноты
В сюжете “Лебединого озера” нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.
Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в “Лебедином озере” более 800 раз.
По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.
Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете “Лебединое озеро”. После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).
Фото: © РИА Новости/Василий Малышев
Среди “любителей” балета “Лебединое озеро” числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.
Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.
Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями “Большой театр” и “Галина Уланова”. Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.
Похороны и перевороты
Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет “Лебединое озеро”. Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.
Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно “Лебединое озеро”? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.
В любом случае, из балета-любимчика “Лебединое озеро” превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.
Но главное историческое появление “Лебединого озера” на экране было ещё впереди.
Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин
Как вспоминает в интервью “Фонтанке” бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа “Лебединое озеро” стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача “Музыкальный телетеатр”. В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.
В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.
В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.
В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после “Лебединого озера” шёл телефильм под названием “Три дня и три ночи”. Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.
Маленькие лебеди — большие времена
Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.
Балет “Лебединое озеро” можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.
Лебединое озеро
Лебединое озеро
Продолжительность: 2 часа 40 минут
12+
Хореограф-постановщик — Юрий Григорович (редакция 2001 г.)
(использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского)
Сценография и костюмы — Симона Вирсаладзе
Дирижер-постановщик — Павел Сорокин
Художник по свету — Михаил Соколов
Одетта-Одиллия – Мария Александрова, Мария Аллаш, Светлана Захарова, Алена Ковалева, Кристина Кретова, Екатерина Крысанова, Ольга Марченкова, Анна Никулина, Мария Семеняченко, Ольга Смирнова, Юлия Степанова, Екатерина Шипулина
Владетельная принцесса – Екатерина Барыкина, Вера Борисенкова, Кристина Карасева, Нелли Кобахидзе
Принц Зигфрид – Артемий Беляков, Александр Волчков, Клим Ефимов, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко, Денис Родькин,Руслан Скворцов,Якопо Тисси, Семен Чудин
Злой гений – Юрий Баранов, Артемий Беляков, Егор Геращенко, Михаил Крючков, Владислав Лантратов, Фуад Мамедов, Денис Родькин, Давид Мотта Соарес, Егор Хромушин, Игорь Цвирко, Марк Чино
Наставник – Карим Абдуллин, Виталий Биктимиров, Илья Воронцов, Никита Еликаров, Алексей Лопаревич, Андрей Ситников, Александр Фадеечев
Шут – Ян Годовский, Георгий Гусев, Андрей Кошкин, Вячеслав Лопатин, Алексей Матрахов, Денис Медведев, Алексей Путинцев, Александр Смольянинов, Игорь Цвирко, Григорий Чапаев
Сверстницы принца – Мария Аллаш, Дарья Бочкова, Мария Виноградова, Анастасия Горячева, Анастасия Денисова, Ксения Жиганшина, Нина Капцова, Ольга Кишнева, Кристина Кретова, Елизавета Крутелева, Анна Окунева, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова, Ана Туразашвили, Дарья Хохлова, Антонина Чапкина, Маргарита Шрайнер
Церемониймейстер – Виталий Биктимиров, Никита Еликаров, Алексей Лопаревич, Александр Фадеечев
Венгерская невеста – Ангелина Влашинец, Юлия Гребенщикова, Мария Жаркова, Нелли Кобахидзе, Анна Леонова, Ольга Марченкова, Янина Париенко, Юлия Степанова, Татьяна Тилигузова,Ана Туразашвили
Русская невеста – Мария Виноградова, Алеся Градова, Анастасия Денисова, Ольга Кишнева, Тамара Миронова, Анна Никулина, Анна Ребецкая, Мария Семеняченко, Юлия Скворцова, Виктория Якушева
Испанская невеста – Чинара Ализаде, Дарья Бочкова, Ангелина Влашинец, Эльвина Ибраимова, Анна Леонова, Ольга Марченкова, Анастасия Меськова, Элеонора Севенард, Анна Тихомирова, Ирина Федотова, Ирина Хачатрян
Неаполитанская невеста – Мария Богданович, Джу Юн Бэ, Мария Виноградова, Анастасия Горячева, Ксения Жиганшина, Брюна Кантанеде Гальянони, Нина Капцова, Диана Косырева, Тамара Миронова, Светлана Павлова, Анна Тихомирова, Дарья Хохлова
Польская невеста – Ангелина Влашинец, Елизавета Крутелева, Анна Леонова, Ольга Марченкова, Анна Окунева, Янина Париенко, Элеонора Севенард, Мария Семеняченко, Александра Трикоз
Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского
“Лебединое озеро”. Балет-симфония
Первая премьера
В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.
И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.
Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности
В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.
Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.
В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе
В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.
Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.
Главные персонажи балета “Лебединое озеро”
Расцвет
Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.
Мариус Петипа и Лев Иванов
Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.
В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.
Александр Горский
С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.
Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.
Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
«Белое» адажио
Зигфрид, Одетта, кордебалет
“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год
Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.
Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.
Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.
Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.
“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”
Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.
Одетта. Художник – Валерий Косоруков
В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.
Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).
Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.
Арабеск
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
Танцы лебедей и вариация Одетты
Одетта, кордебалет
Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.
“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты
Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.
При этом каждый танец может существовать сам по себе.
Лебеди маленькие и большие
Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.
Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год
Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.
Па-де-ша
Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.
Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.
Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров
«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.
Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.
Одетта
Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год
Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.
В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.
Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.
Сисон
“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
«Чёрное» па-де-де
Зигфрид и Одиллия
Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.
Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год
Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.
Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.
До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.
“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де
Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.
Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.
Структура па-де-де
32 фуэте Одиллии
Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.
В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.
В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».
В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.
“Лебединое озеро”. Балет-символ
К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.
Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.
Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов
Источники:
http://www.proza.ru/2018/08/02/412
http://pikabu.ru/tag/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE/hot
http://life.ru/p/892812
http://life.ru/p/892812
http://www.bol-theatre.ru/repertoire/lebedinoe-ozero/
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/swan-lake-jewels/