Административные правонарушения пожарной безопасности: что нужно знать

Об ад­министративных правонарушениях пожарной безопасно­сти

Знойное лето прошлого года очень многих моих соседей напугало. Наш дачный поселок с трех сторон окружен лесом. И от него с самого июня постоянно тянуло едким дымом. Временами даже за 70 метров ничего не видно было. В начале августа мы на общем собрании единогласно прого­лосовали за то, чтобы убрать из проездов стройматериалы, по­жарный насос купить и многое другое сделать.
А потом жара спала, пошли осенние дожди, и дачный народ успокоился.
На днях встретил нашего пред­седателя, напомнил о прошло­годнем собрании. А он сказал, что такое сумасшедшее лето, как в прошлом году, только раз в столетие бывает. Перебьемся, мол, как-нибудь пока.
Но сам я с детства помню, что такое пожар. Мне всего 9 лет было, когда у нас всего за час пол деревни дотла погорело.

Штрафы за нарушения

Начнем с того, что за бездействие и халатность председателя вашего садо­водства теперь могут крепко стукнуть по карману.
С17 июня 2011 года вступил в силу новый закон.
Федеральный закон от 03.06.2011 г. № 120-ФЗ «О внесе­нии изменений в Кодекс РФ об ад­министративных правонарушениях по вопросам пожарной безопасно­сти»
Если для самих граждан размеры штрафов увеличены несущественно, то для должностных и юридических лиц они возросли многократно. Так что
председателям садоводств и главам сельских администраций есть о чем призадуматься.
По новому закону ужесточается ад­министративная ответственность за нарушения требований пожарной без­опасности не только строений, но и во­доснабжения, электроустановок, пер­вичных средств пожаротушения.
За нарушения, совершенные в усло­виях особого режима (в зонах лесных пожаров), теперь будут налагаться большие штрафы:
• на граждан — в размере от 2 до 4 тыс. руб.;
• на должностных лиц — от 15 до 30 тыс. руб.;
• на юридических лиц — от 400 до 500 тыс. руб.
Кстати, штрафануть нарушителей теперь могут и задним числом: срок давности привлечения к администра­тивной ответственности увеличен до одного года.

Застройка — строго по регламенту

Теперь о самих противопожарных правилах. Уже почти три года в нашей стране действует документ, в котором подробно сформулированы все требо­вания к пожарной безопасности самых различных объектов.
§ Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Техниче­ский регламент о требованиях по­жарной безопасности»
Поскольку регламент этот очень ве­лик, мы расскажем лишь о том, что обязательно нужно знать (и выполнять) членам садоводческих (дачных) объединений, а заодно и деревен­ским жителям.
Итак, уже на стадии освоения тер­ритории поселка и возведения домов нужно руководствоваться проектом планировки и застройки. Этот доку­мент должен быть утвержден местной администрацией.
Проверки пожарной инспекции летом проводятся довольно часто. Приехав в поселок, сотрудники МСЧ обязательно пройдут с рулеткой и проверят проти­вопожарные расстояния.
К примеру, от территории садо­водческих и дачных объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м. Чем дальше от зарослей ваши дачи, тем меньше вероятность пострадать от лесного пожара.
Ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а внутренних про­ездов — не менее 3,5 м.В проездах нужно предусматривать разъездные площадки длиной не ме­нее 15 м и шириной не менее 7 м. Максимальная протяженность тупи­кового проезда не должна превышать 150 м. А в самих тупиках нужно пред­усмотреть разворотные площадки размером не менее 12 х12 м.

Технический регламент диктует даже число въездов и ширину ворот. Она должна быть не менее 4,5 м.
На территории объединения с чис­лом участков до 50 достаточно одно­го въезда. А если участков больше полусотни, то нужно предусмотреть два-три въезда.
Нетрудно догадаться, что все это требуется для того, чтобы в случае по­жара большие автомобили МЧС могли быстро проехать к любому дому.
Всем ясно, что на пожаре каждая ми­нута дорога. Начните действовать пря­мо сейчас. Выйдите за свою калитку и оцените, проедет ли широченная по­жарная машина к вашему участку. Если нет, постарайтесь заранее расчистить путь. Убедите соседей убрать с до­роги кучи щебня и песка, штабеля досок, дрова и прочие помехи.

На насос придётся раскошелиться

В регламенте записано, что садовод­ческие объединения, в которых до 300 дачных участков, должны иметь пере­носную мотопомпу (пожарный насос).
Если же участков в поселке от 301 до 1000, членам товарищества придется покупать прицепную мотопомпу. В самых крупных садоводствах, где боль­ше тысячи дач, должно быть не менее двух таких мотопомп. Для их хране­ния правлению нужно будет приспосо­бить специальное помещение.
Прописано в документе и то, как обеспечить эту технику водой. Если участков меньше 300, то в дачном по­селке должен быть резервуар объ­емом не меньше 25 куб. м. А если участков больше трех сотен, то нужно установить 60-кубовые цистерны.
Хорошо, если в вашем поселке есть глубокий пруд. На его берегу нужно оборудовать площадки для подъезда и установки пожарной техники. Тогда и на цистерны тратиться не придется.

Пожарные нормативы при строительстве домов

Особая статья в регламенте посвя­щена расстояниям между жилыми домами на самих участках. Эти нор­мативы зависят от материалов, из ко­торых построены дома (см. таблицу справа).

Важно, что внутри своей усадьбы по­жарные нормативы можно и не соблю­дать. Претензии к вам могут предъявить только за нарушение дистанции от ваших до соседских построек.

Выполнять ли нормативы?

Мы уже попривыкли к кадрам пожа­рищ, которые каждый вечер мелькают на телеэкране. Смотрим и надеемся, что уж нас-то эта беда обойдет сторо­ной. Да, сильные лесные пожары не везде случаются. Гораздо чаще дома сгорают из-за банальных окурков, дрянной электропроводки и т. п.
Люди военные утверждают, что их уставы написаны кровью. По аналогии можно сказать, что технический ре­гламент МЧС написан углями и сажей тысяч сгоревших домов. Как и всякая инструкция, документ этот скучный. Но изучать его, сидя на фундаменте сго­ревшего дома, будет поздновато…
В таблице (в метрах) указаны минимальные противопожарные расстояния между домами на со­седних участках. В зависимости от материалов, из которых они постро­ены, дома бывают трех степеней огнестойкости.
А — целиком из камня, кирпича, бетона и других негорючих мате­риалов.
Б — то же, что и А, только с дере­вянными перекрытиями.
В — из древесины и т. п. горючих материалов.
К примеру, если ваш дом типа В, а у соседа типа Б, то расстояние меж­ду ними должно быть не меньше 10 м. Если же, например, оба дома типа В, то дистанция между ними должна составлять не менее 15 м.

Административная ответственность за нарушение пожарной безопасности

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности” (далее – Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (далее – Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Читать еще:  Как сделать отверстие в камне, без сверла, с помощью азотной кислоты

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее – Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”, принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 “Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость”, утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц – 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц – от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • “СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности”, утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • “СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации”, утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 “Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации”, утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • “СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования”, утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • “СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”, утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • “СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности”, утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • “НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний”, утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц – 2000 руб., а для юридических лиц – 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц – от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц – от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

  • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
  • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
  • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
  • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.

Куда можно обратиться?

Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

Читать еще:  Как правильно сделать зимнюю обрезку деревьев

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

  • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
  • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
  • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
  • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
  • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
  • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
  • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.

Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, заместитель генерального директора ООО «Магазин 01»:

«Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

Административные правонарушения пожарной безопасности: что нужно знать

Статья 218 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Умышленные уничтожение либо повреждение имущества

  1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в значительном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
  1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.


Статья 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Нарушение правил пожарной безопасности

  1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникновение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо ущерб в крупном размере, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  1. Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.


Статья 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках

  1. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин.
  1. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин.


15.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.


15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Разведение костров в запрещенных местах

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.


18.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Hарушение правил пожарной безопасности на транспорте общего пользования, на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях

Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, автомобильном, водном или воздушном транспорте, городском электрическом транспорте (в метрополитене, трамвае, троллейбусе), автомобильных дорогах и дорожных сооружениях влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.


23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Нарушение законодательства о пожарной безопасности

  1. Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.
  1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в организации

Сегодня ответственность за нарушение требований, правил пожарной безопасности применяется в отношении виновных лиц. Она имеет несколько разновидностей. Какие виды ответственности известны в настоящее время? Что они собой представляют и какие подводные камни содержат?

На эти и другие интересные вопросы можно отыскать ответы в процессе ознакомления с материалами данной статьи.

Общие положения

Для начала необходимо отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут следующие лица:

  • Владельцы имущественных комплексов.
  • Руководство органов федерального значения исполнительной власти.
  • Руководство государственных органов самоуправления местного предназначения.
  • Лица, которые уполномочены владеть, распоряжаться или пользоваться имущественными комплексами. Необходимо дополнить, что сюда же относится руководство структур.
  • Лица, которые в определенном законодательством порядке назначены ответственными за организацию пожарной безопасности.
  • Определенные должностные лица в рамках их компетенции.
Читать еще:  Фонари на солнечных батареях: как использовать разные типы фонарей в оформлении дачного участка

Немаловажные нюансы

Лица, на которых может возлагаться ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за правонарушения иного типа в плане безопасности при пожаре привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. Важно отметить, что соответствующий процесс производится строго по действующему российскому законодательству.

Кстати, средства, вырученные от использования штрафных санкций в сфере безопасности при пожаре, распределяются следующим образом:

  • Пятьдесят процентов общей суммы направляется в бюджет федерального уровня.
  • Пятьдесят процентов общей суммы направляется в местные бюджеты в соответствии с местом нахождения органа, который принял решение по поводу наложения штрафа.

Ответственность в организации

Итак, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – не что иное, как правовая сторона организации безопасности при пожаре на производстве и в структурах. Как выяснилось, она предполагает привлечение виновных граждан и иных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение или же неисполнение требований и правил безопасности. Другими словами, нести наказание за халатное и наплевательское отношение в отношении мер предосторожности в сфере безопасности при пожаре может как руководство организации, так и любой ее сотрудник.

Дисциплинарное взыскание

Нарушение требований пожарной безопасности нередко наказывается дисциплинарным взысканием. Последнее, так или иначе, возлагается на сотрудника (должностное лицо) нанимателем. Важно отметить, что в строгом порядке на этом работнике должны лежать обязанности, связанные с соблюдением данных требований и правил по заключенному ранее трудовому договору в соответствии со статьей 192 российского Трудового кодекса.

За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ответственность дисциплинарного, административного либо уголовного характера. Однако на какие разновидности подразделяется дисциплинарное взыскание, рассматриваемое в данной главе? Так, стоит выделить следующие пункты:

  • Выговор работнику, который провинился в области организации пожарной безопасности в структуре.
  • Замечание провинившемуся в сфере организации пожарной безопасности.
  • Увольнение сотрудника тогда, когда на это есть соответствующие основания.

Административный тип наказания

Для начала необходимо отметить, что ответственность работников за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного наказания применяется строго по кодексу РФ, содержание которого связано с административными правонарушениями (от 30.12.2010). Административное наказание положено за противоправное действие (в некоторых случаях актуальным в соответствии с данной темой становится бездействие) юридического или физического лица.

Разновидности административных наказаний

Необходимо помнить, что рассматриваемой разновидности ответственности в любом случае полежит должностное лицо той или иной структуры по причине невыполнения или ненадлежащего выполнения собственных обязанностей служебной направленности. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть разных видов:

  • Предупреждение провинившемуся работнику в сфере организации пожарной безопасности.
  • Административный штраф, который сотрудник обязуется выплатить в течение конкретного временного периода.
  • Лишение виновного специального права, которым наделяется физическое лицо.
  • Административный арест сотрудника, который не выполнил вовсе или же выполнил, однако ненадлежащим образом собственные служебные обязанности, связанные с организацией пожарной безопасности в структуре.
  • Дисквалификация провинившегося работника.
  • Административное приостановление экономической деятельности юридического либо физического лица.

Вот такие есть административные виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, но кто должен контролировать соблюдение всех предписанных правил?

Ответственность органов пожарного контроля

Важно отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут также должностные лица, осуществляющие служебную деятельность в государственных органах, которые занимаются реализацией пожарного надзора.

Они могут быть привлечены к административному наказанию в следующих ситуациях:

  • Нарушение правил безопасности, которое привело к возникновению пожара, однако тяжкий вред человеческому здоровью причинен не был.
  • Выдача тому или иному лицу сертификата соответствия на продукт, который не соответствует нормам пожарной безопасности.
  • Оказание услуг или реализация продукции, которая в любом случае подлежит обязательной процедуре сертификации в сфере безопасности при пожаре, без необходимого сертификата соответствия.

Что же еще?

Помимо вышеперечисленных пунктов, важно знать следующие нюансы, в соответствии с которыми должностные лица структур государственного значения могут понести ответственность за нарушение требований и правил пожарной безопасности:

  • Несанкционированное перекрытие проезда к зданию или сооружению, установленному для пожарной техники и машин.
  • Разработка и последующее утверждение схемы (плана) расположения мест для осуществления торговой деятельности на рынке розничного типа без должного согласования с определенными органами. Последние уполномочены контролировать проведение мероприятий, связанных с организацией пожарной безопасности. Также должны дать разрешение государственные органы по надзору и контролю в области организации санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты потребительских прав.

  • Неповиновение законному требованию либо распоряжению со стороны должностного лица того органа, который занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства. Сюда же относится и препятствие реализации приведенным должностным лицом служебных обязанностей.

Дополнительные ситуации

Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:

  • Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
  • Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.

Последний момент

Важно отметить, что ответственность руководителей за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного наказания предусматривается за реализацию сертифицированного продукта, который не отвечает требованиям нормативной документации, в соответствии которой он сертифицирован. Сюда же относится и ситуация, когда реализация (продажа) сертифицированного продукта происходит без декларации по поводу соответствия (еще ее называют сертификатом соответствия), без знака о соответствии или даже без указания информации в сертификации в технических документах сопроводительного характера.

Уголовное наказание

На сегодняшний день несколько реже, чем дисциплинарная и административная, применяется уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так, уголовное наказание в отношении должностных лиц, предусмотренное за нарушение таких правил, в соответствии с постановлениями статьи 219 российского Уголовного кодекса, предполагается в следующих ситуациях:

  • Нарушение действующих правил пожарной безопасности, совершенное физическим либо юридическим лицом, которое несло обязанность, связанную с их соблюдением тогда, когда это повлекло за собой причинение тяжкого вреда человеческому здоровью по неосторожности.
  • Нарушение актуальных требований пожарной безопасности, совершенное юридическим либо физическим лицом, на котором лежала обязанность, касающаяся их соблюдения тогда, когда это повлекло за собой смерть человека по неосторожности.
  • Деяние, которое предусматривается частью первой статьи 219 Уголовного кодекса РФ, повлекшее смерть двух и более физических лиц по неосторожности, наказывается посредством лишения свободы сроком до семи лет включительно.

Повреждение имущественных комплексов

Важно отметить, что на сегодняшний день повреждение или же уничтожение чужих имущественных комплексов тогда, когда соответствующие деяния влекут за собой причинение существенного ущерба, наказывается посредством штрафных санкций. Так, назначается штраф в размере до 40 000 рублей или же в размере зарплаты (другого легального дохода) провинившегося за период, не превышающий трех месяцев. Кстати, хорошей альтернативой на сегодняшний день служат обязательные работы сроком от 100 до 180 часов либо исправительные работы сроком от 1 года. Помимо этого, иногда применяется и арест сроком до 3 месяцев, а также лишение свободы сроком до 2 лет в соответствии с федеральным законодательным актом от 8 декабря 2003 года.

Приведенные выше деяния, которые были совершены из хулиганских побуждений (посредством взрыва, поджога либо иных опасных для общества методов), повлекли за собой смерть человека или другие тяжкие последствия по неосторожности, в соответствии с действующим законодательством наказываются лишением свободы сроком до 5 лет.

Заключение

При подведении итогов важно отметить, что, к большому сожалению, на сегодняшний день нарушение правил и требований пожарной безопасности в организации либо на предприятии – далеко не редкость. Как правило, практика показывает лишь наличие минимальных нарушений, тем не менее следует помнить, что даже малейшие, незначительные несоответствия или недочеты в исполнении требований пожарной безопасности могут послужить причиной масштабного и всепоглощающего пожара. Последний, насколько всем известно, влечет за собой потерю или нанесение вреда имущественным комплексам, а также, что самое страшное, нередко приносит человеческие жертвы. Именно поэтому необходимо знать не только виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, но и последствия, а также методы их предупреждения.

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

Источники:

http://maja-dacha.ru/ob-ad%C2%ADministrativnyx-pravonarusheniya/
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/5922-administrativnaya-otvetstvennost-narushenie-pozharnoj-bezopasnosti
http://www.kp.ru/guide/trebovanija-pozharnoi-bezopasnosti.html
http://zav.minsk.gov.by/sluzhba-101-informiruet/obuchayushchie-stati/7899-20190621-chto-nuzhno-znat-ob-otvetstvennosti-za-narushenie-pozharnoj-bezopasnosti
http://businessman.ru/otvetstvennost-za-narushenie-trebovaniy-pojarnoy-bezopasnosti-v-organizatsii.html
http://www.nfcom.ru/info/pravila-pozharnoi-bezopasnosti/tablitsa-shtrafov-za-narushenie-pravil-pozharnoi-bezopasnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: