Что высаживали наши предки

Содержание

7 растений, которые были популярны на огородах наших предков, а сейчас незаслуженно позабыты

На Руси овощи в питании играли главную роль. Их выбор был гораздо скромнее, чем у современного человека. Многие культуры забыты, и современные дачники даже не подозревают об их существовании. Некоторые из них возвращаются и завоевывают утраченную популярность.

Этот корнеплод считается исконно русским. Он появился на столе предков во время зарождения земледелия. В древние времена неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию.

Репа – это однолетнее растение с мясистым, гладким, видоизмененным корнем, диаметр которого достигает 6 см. Он имеет круглую или слегка вытянутую форму. Снаружи корень покрыт кожицей желтого, белого или розового цвета. Мякоть нежная, с насыщенным вкусом. Вес зрелого плода может достигать 10 кг. У растения высокий стебель, покрытый перистыми листьями.

Культура содержит большое количество витамина C, микроэлементов, аминокислот и клетчатки. Растение обладает бактерицидными и противовоспалительными свойствами, нормализует обмен веществ, укрепляет защитные силы организма и стенки кровеносных сосудов.

На Руси из овоща готовили похлебки, супы, варили кашу. Она использовалась для приготовления масла и начинки для пирогов, ею фаршировали птицу. Сок репы добавляли в мед и квас. Знахари и травники использовалии ее для изготовления целебных настоек.

В середине XIX века культуру стали высаживать реже. Ее место занял завезенный Петром I картофель.

Ревень

Это многолетнее травянистое растение с мощной корневой системой и сочными мясистыми черешками. Стебли прямые или коленчатые, собраны в прикорневую розетку, покрыты кожицей красного или светло-зеленого оттенка. Форма листьев зависит от сорта и может быть круглой, овальной или треугольной. Поверхность листовой пластины пузырчатая, волнистая или треугольная. Ревень цветет мелкими зеленоватыми или красными цветками. После окончания цветения на месте соцветий формируются плоды-орешки.

Овощ имеет необычную историю на Руси. Продолжительное время его не только выращивали на огородах, он даже имел государственное значение. Довольно продолжительное время Россия экспортировала культуру в западную Европу.

Исторической родиной растения являются Китай, Алтай и Саяны, где оно известно как лекарственное растение. Со временем листья ревня стали использоваться для приготовления различных блюд. В начале XVIII века его впервые высадили в Ботаническом саду Санкт-Петербурга, позже его стали использовать простые люди для приготовления варенья, настоек, салатов.

Репный кервель

Название культуры переводится как «душистая трава». Растение известно практически на всех континентах. Оно широко распространено в Южной Америке, Европе, Средней Азии.

Кервель – это однолетнее травянистое растение с длинным полым стеблем, на котором располагаются листья. Листва может быть гладкой или курчавой. Она обладает тонким анисовым ароматом и сладковатым вкусом, напоминающий сельдерей.

На Руси кервель использовали в качестве пряной добавки для приготовления блюд из картофеля, мяса и птицы. В настоящее время пряность редко встречается на огородах. Ее вытеснили более распространенные петрушка, кинза и базилик.

Рапунцелевы коренья

Ботаническое название растения – Колокольчик Рапунцель или Колокольчик репчатый. Он широко распространен на территории Европы, в естественных условиях произрастает на опушках смешанных лесов, на лугах и в полях.

Это двулетнее растение в первый год жизни формирует прикорневую розетку и мясистый корень, напоминающий репку. Высота взрослого растения составляет 70 см. Листья колокольчика в прикорневой зоне округлые и слегка вытянутые вдоль стебля. Цветки располагаются на длинном цветоносе. Лепестки окрашены в синий или белый цвет.

До начала XVIII века растение выращивали в огородах. Его мясистые корни, обладающие сладковатым вкусом, употребляли в пищу в вареном виде, как репу. Из мелких корешков готовили салаты.

Травники использовали отвар из корня для лечения заболеваний горла, почек и кожи.

Брюква

Растение известно высокой пищевой и кормовой ценностью. Это двулетняя культура, корнеплод которой имеет круглую, цилиндрическую или овальную форму. Снаружи он покрыт желтой кожурой. Мякоть желтоватая или белая. Стебель прямой, высокий, покрыт рассеченными, лировидными листьями. Культура устойчива к морозам и может храниться продолжительное время. Долгое время овощ был широко распространен на территории Западной Европы и в России. По вкусу она очень напоминает репу, поэтому ее активно выращивали на огородах. Позже брюкву вытеснил картофель, хотя она позволяла пережить зиму и хорошо сохранялась до нового урожая.

Кудрявая капуста

Кудрявая капуста (кале, браунколь, грюнколь) – разновидность листовой. Культура была хорошо известна нашим предкам благодаря пищевой и декоративной ценности. Овощ содержит витамины группы B, A, C, E, запасы фолиевой кислоты и клетчатки. Долгое время эта капуста была одним из популярных зеленых овощей, который помогал справляться с авитаминозом.

Она значительно отличается от других сортов, поскольку не имеет кочана. Внешне кудрявая капуста напоминает салат. Листья собраны в большую розетку и равномерно распределены по кочерыжке. Листовая пластина гофрированная, окрашена в зеленый, красный или фиолетовый цвет. Высота взрослого растения может достигать одного метра.

Полевой борщ

Издавна известен как овощная и пряная культура. Растение имеет и другие названия: пастернак, белый корень. Внешне он похож на высокую траву с прямым стеблем, густо покрытым многочисленными побегами. Листья располагаются на тонких черешках. Период цветения начинается в июле. Цветки мелкие, собраны в соцветия-зонтики. Пастернак хорошо преносит похолодание и недостаток влаги.

ДО XVIII века пастернак был один из главных продуктов на Руси. Его использовали для приготовления супов, гарниров, салатов, блюд из свинины и баранины. Молодые овощи тушили, запекали, употребляли в пищу в вареном виде.

В народной медицине из полевого борща готовили средства для возбуждения аппетита, укрепления сосудов, лечения заболеваний сердца.

Фитофтору по-другому называют бурой гнилью. Распространенное заболевание приносит огородникам много хлопот. Особенно актуально это при выращивании томатов: . Далее

Даже опытные садоводы могут допускать ошибки в выращивании овощей и фруктов. Уже совсем скоро наступит весна, и, . Далее

При всей неприхотливости огурцов каждый огородник мечтает, чтобы урожай с его насаждений был высоким. Можно придумывать разные . Далее

При покупке семян для овощных культур зачастую основным ориентиром является яркая картинка будущего растения на упаковке и . Далее

Гидрокарбонат натрия — научное название обычной соды. В руках дачника этот безобидный белый порошок, используемый обычно хозяйками . Далее

Картофель уродился на славу и теперь нужно позаботиться о том, чтобы сохранить урожай в зимний период. Для . Далее

Заядлые дачники все чаще останавливают свой выбор на неприхотливых сортах сладкого перца. Связано это с тем, что . Далее

Pentad

Познавательный портал для любознательных людей

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Наши предки, жившие в гармонии с природой, заметили влияние многих растений на свою жизнь. Некоторым деревьям славяне приписывали магические способности, верили, что посаженное около дома дерево защит жилище и семью.

Калина

У славян калина считалась символом праздника Коляды. Возле зарослей этого растения не пасли скот. Вырубать калинник строго запрещалось обычаями.

Белые цветы олицетворяли невинность и беззащитность. Опущенные вниз побеги связывались с девичьей кручиной. Красные же ягоды, согласно преданиям, символизировали кровь девушек, которые ценой собственной жизни спасли общину от врагов. Молодые девушки увлекали злодеев в чащу и на болота, откуда те уже не могли выбраться.

Считалось, что калина защитит от порчи и сглаза. Созревшие ягоды предки клали на подоконник. Веточки и гроздья развешивали по углам. В настое ягод купали новорожденного. Согласно поверью, ребенок которого качали в люльке из калины, вырастал певучим. Бусы из калины развивали интуицию, помогали в принятии верного решения.

Если девушка ждала откуда-то своего милого, а от того не было вестей, она сажала в своем дворе куст калины. Вскоре долгожданный парень возвращался или подавал весточку. Сорванный и приложенный к груди цветок утешал и смягчал душевные муки и страдания.

Калину сажали на кладбище. Историк Н. Костомаров писал, что калина на могиле является символом любви, независимо от того, какая это любовь – супружеская, материнская или сыновья, привязанность ли к родине. Пламенеющие гроздья над усыпальницей как бы говорят о том, что здесь покоится сердце, умевшее любить.

При озеленении двора куст калины следует посадить возле ворот или калитки. Здесь магическое растение будет оберегать границы вашего жилища от негатива. Рядом с кустом не сажают другие деревья. Для проявления своей силы калине нужно пространство, она не должна задыхаться в тени и окружении иных насаждений.

Береза

Береза – самое распространенное дерево в русских сказках, былинах и песнях. Она воистину является символом Руси. Многие поверья связаны с этим деревом. Когда в доме рождалась девочка, во дворе сажали молодую березку. Деревце становилось покровителем новорожденной, было связано с ней энергетически, давало силу и защиту.

Если в доме кто-то заболевал, его омывали, а воду выплескивали под березу. Дерево брало на себя болезнь, и человек выздоравливал. Банными вениками до сих пор выгоняют из тела всю хворь.

В строящемся доме, в передних углах, ставили березовые ветки, чтобы дом был крепким, а его жильцы – здоровыми. Некоторые славяне связывали березы с душами невинно убиенных девушек. Они полагали, что в искривленных или в растущих одиноко березках скрываются девичьи души.

Также считалось, что в ветвях берез могут прятаться духи. Поэтому деревце следует сажать не во дворе, а за воротами. Там оно принесет хозяевам дома пользу, станет защищать дом, не подпуская к нему беды и напасти.

Читать еще:  Пруд из ванны своими руками на даче: фото и инструкция по строительству оазиса

Согласно поверьям, клен способен дать любому человеку покой и умиротворение, разрешить любую ссору в семье. Поэтому очень полезно гулять всей семьей под кленами. Дом, рядом с которым растет дерево, будет процветать. Его жители сохранят крепкое здоровье на долгие годы, будут удачливы. Клен забирает на себя разрушающую энергию, порождаемую гневом и яростью. Он снимает стресс и успокаивает.

Славяне считали, что клен – это человек, которого боги превратили в дерево. Недаром его листья напоминают ладони. Клен не рубили на дрова и не делали из него гробов. Одно время существовало поверье, что в ветвях клена живут добрые духи. Посадить клен можно в непосредственной близости от дома. У него мягкая положительная энергетика, благотворно влияющая на людей.

Орешник или лещина

Славяне связывали лещину с богом Велесом. Она считалась одним из самых магических деревьев. Даже молния не била в куст. Пастухи при приближении грозы прикрепляли к одежде кусочек коры. По поверьям, съев орехи или отведав мясо животного, питавшегося лещиной, человек прибавлял себе мудрости, мог решить любую проблему.

Славяне ходили к орешнику за советом. Но прежде всего, лещина считалась оберегом от злых чар. Для защиты было достаточно очертить круг веткой орешника. Западные славяне хранили спокойный сон ребенка, обходя его кроватку с подожженным прутиком.

Считалось, что грызуны и змеи боятся этого растения. Хозяева стучали ветками орешника по стенам домов и амбаров, чтобы изгнать крыс и мышей. По примете, если найдешь в одной скорлупе два орешка, нужно один съесть, а второй бросить через левое плечо, загадав желание. Вскоре оно исполнится.

Чтобы обезопасить себя от нечистой силы, прутья лещины втыкали в землю вокруг жилища. Посадив во дворе куст орешника, вы получите сильную защиту. Однако следует учитывать, что лещина, являясь символом справедливости и неподкупности, поможет только тем людям, которые не носят за пазухой камень. На помощь и защиту может рассчитывать искренний и открытый человек, не желающий никому зла.

Рябина

Рябина традиционно считается женским деревом. Славяне верили, что магия рябины дает женщине привлекательность, делает ее желанной, продлевает молодость. Деревце уменьшает девичьи страдания от неразделенной любви. Поэтому представительницы прекрасного пола украшали себя рябиновыми бусами.

Рекомендовалось сажать рябину молодоженам, так как дерево хранит семейный союз и супружескую любовь. Спелые гроздья клали на окна для отражения дурного глаза. Считалось, что человек, пролезший через ветви рябины, оставлял на них все недуги, беды и напасти. Тот, кто срубит или умышленно сломает рябину, наживет неприятности.

Посадите дерево возле окна или у крыльца. Здесь оно наиболее эффективно защитит дом от сглаза и порчи. У темной энергии не будет шанса проникнуть в жилище. Если вы выбираете деревья и кустарники для озеленения двора, прислушайтесь к советам предков. Деревья-обереги не только украсят участок, но и защитят вас от злых сил и наделят здоровьем.

Какие деревья нельзя сажать рядом с жилым домом по народным приметам

Приметы и поверья собирались нашими предками на основании повторяющихся событий, и нам необходимо внимательно относиться к этой информации, создана она была не на пустом месте.

Особенно важны приметы, касающиеся дома человека, его семьи и здоровья домочадцев. Также очень важно было, что растет рядом с домом, так как издавна деревьям приписывалась магическая сила.

Сегодня многие считают подобные приметы ерундой, но для меня все приметы теперь являются реальными факторами для выбора деревьев.

Не зная этой информации, я, не желая того, привлекла в нашу семью несчастье. Когда я на участке посадила дуб с чисто практической целью (использовать дубовые листья для маринования огурцов), я не знала, что этого делать нельзя. По приметам дуб на участке к потере главы семьи, и действительно, через полгода моего отца разбил инсульт и он умер.

Конечно, дело каждого верить или нет народной мудрости, но хотя бы знать о них надо.

В статье будут описаны приметы о деревьях, которые по народным поверьям нельзя высаживать у дома.

Деревья и человек

Наши предки считали, что каждое дерево наделено особой силой, оно может позитивно влиять на человека, а может отбирать энергию и приносить болезни и неудачи. Поэтому при выборе саженца для посадки около дома нужно очень внимательно отнестись к его свойствам и доверять приметам, пришедшим к нам из древности.

Приметы всегда основаны не только на магических и таинственных знаниях, но и на практическом опыте.

Есть деревья с мощной корневой системой, которые, разрастаясь, могут разрушить фундамент даже очень крепкого дома.

Есть деревья, крона которых настолько затеняет все растения под деревом, что те перестают расти и погибают.

Слишком высокие деревья притягивают молнии, а пустотелые при сильном ветре способны упасть и разрушить строения.

Деревья имеют значение и как природные лекари:

  • В дубовых рощах нормализуется давление и сердечный ритм
  • Березы дают силу и концентрацию внимания
  • Сосна снимает стресс, лечит насморк и кашель
  • Ель помогает держать эмоции под контролем
  • Каштан лечит ревматизм, прогоняет бессонницу
  • Лиственница снимает депрессию и ненужные страхи
  • Осина помогает при опухолях и легочных заболеваниях
  • Ольха уменьшает ревматические боли
  • Клен лечит головную боль

Но влияние деревьев на человека может быть и отрицательным, поэтому надо обязательно это учитывать и не пренебрегать древними знаниями.

Деревья, которые нельзя выращивать у дома

Дуб не высаживают около дома, так как он «приводит» в дом смерть главы семейства. Дуб – дерево для сильных людей, но даже для них он может быть опасен, так как вытягивает силу и энергетику. Если все же примета сбывается, дуб необходимо спилить.

Все хвойные деревья лучше располагать вдали от дома, особенно это касается ели.

Ель дает силу только колдунам, для всех остальных – это возникновение депрессий, мрачного настроения, ожидания беды.

Поскольку покойников провожали в последний путь, усыпая дорогу еловыми ветками, чтобы они не могли вернуться назад и беспокоить родных, поэтому, в сознании людей ель – вестник смерти.

У славянских народов ель ассоциировалась с одиночеством, бездетностью, тоской.

В грозу никогда не прятались под елью, так как считали, что она притягивает молнии.

По преданиям под высокими, густыми елями любят спать волки-оборотни, достаточно 4 часов и хищник снова полон сил.

Люди верили, что в густых ветках ели, живет леший и, если ель срубить, то он будет мстить, пытаться заманить в лес и сделать так, чтобы человек заблудился. Его в такой ситуации не остановить ничем, и он даже может поджечь дом.

Кроме того, ель препятствует рождению мальчиков, не терпит в доме мужчин и провоцирует разводы и ссоры. Особенно нельзя иметь ель на участке молодоженам, так как можно не дождаться пополнения семейства.

В деревнях не высаживали ель рядом с домом еще и потому, что высокое дерево начинает мешать выходу дыма из трубы, и это могло привести к отравлению угарным газом.

Пихта

Пихту называли деревом мертвых, считается, что она указывает дорогу умершим в потусторонний мир. Пихта – женское дерево, но для женщин она может принести одиночество до конца жизни. Если пихта болеет, то это же ждет ее хозяев.

Пихта может приманить к дому умершие души, поэтому ее боялись и поклонялись как священному дереву.

Береза

Береза – одно из любимых деревьев русских людей. О ней сложено много песен и стихов, но то, что к березе надо относиться настороженно, знают не все. Нельзя березу высаживать внутри двора, около дома, она должна расти за забором.

Считается, что в ее ветвях живут духи, которые могут быть не только добрые, но и злые. Кроме того, ведьмы именно из березовых веток делали свои метлы, на которых летали по ночам, творя различные заговоры, и они могут распространять на жителей дома.

Береза перед домом защищает людей от злых наговоров и нашептываний, порчи и наветов. А, если под корни вылить воду, в которой мылся больной, то наступит исцеление.

Для женщин береза около дома приводит к возникновению женских заболеваний и бесплодию.

Особенно негативными для человека являются одинокие березы, считается, что под ней мучается душа невинно убиенного человека, пить березовый сок такой березы нельзя.

Опасна для человека береза с наростами, она является проводником черного колдовства.

Иву не зря называют плакучей, тот, кто посадит это дерево около дома, будет много плакать, его настроения постоянно будет угнетенным, подавленным. Такого человека ничего не радует в жизни, не веселит, в его душе постоянная скорбь об ушедших временах. Древние сравнивали иву со змеей из-за ее извивающихся ветвей. В народе была известна примета: «Плакучая ива под окном – готовится заступ для похорон».

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=HWMPeRpKvc0

Верба

Верба – еще одно дерево, которое выращивать у дома категорически нельзя. Бытует поверье, что «кто своими руками вербу посадит, тот себе заступ готовит». Верба растет медленно, поэтому пройдет значительное время, когда из ее ветки можно будет сделать черенок для лопаты, но, тем не менее, лучше судьбу не испытывать. Особенно опасно посадить вербу при рождении ребенка.

Старая верба, особенно, если она имеет наросты и дуплистость, считается местом, где живет нечисть.

В Вербное Воскресенье освященные ветки вербы люди несут домой. Считается, что верба защищает домочадцев от бед и несчастий. Если ветка засохла, это значит, что она взяла на себя чью-то болезнь.

Для Вербного Воскресенья ветки срезают только с молодых деревьев, нельзя срезать ветки с вербы, растущей над рекой, считается, что на них по ночам качаются русалки, и они заморочат вам голову, если вы их принесете домой.

Ольха

Ольха считалась священным деревом на Руси, она имеет крепкую смолистую древесину, которая не гниет десятилетиями. Магические свойства ей приписывали за то, что древесина краснеет, когда дерево рубят или пилят. Считалось, что это кровь дьявола, живущего внутри.

Ольха пугала людей и тем, что даже осенью, когда листья других деревьев становились золотистыми, багряными, лист ольхи оставался зеленым. Кроме того, из веток ольхи ведьмы делали свистульки, чтобы уводить детей из дома.

Осина

Осина – дерево, которое нельзя высаживать не только внутри двора, но и перед домом, оно может расти только в лесу. Именно оно забирает, «высасывает» всю энергию человека, делает его обессиленным, привлекает болезни. Давно заметили, что осиновый лист дрожит даже тогда, когда нет ветра, и древние люди считали, что это играют бесы и подходить к такому дереву нельзя. Именно на осиновых дровах ведьмы готовят свои зелья.

Читать еще:  Накачиваем колёса пеной

В осиновом лесу растет очень мало растений, так как опавший осиновый лист гниет очень долго и не позволяет пробиться траве и цветам, не зря осиновые рощи называют «холодными».

Тополь

Тополь – равнодушное дерево, оно интенсивно накапливает отрицательную энергетику, но неожиданно, без причин тополь может выбросить весь накопленный негатив на жителей дома и тогда начинаются болезни, ссоры и неудачи в делах. Кроме того, тополиный пух вызывает аллергию.

7 славянских обычаев, которые откроют глаза на то, как на самом деле жили наши предки

Поразительно, насколько мало мы знаем об истории собственного народа. Например, многие считают, что издавна на Руси потеря невинности означала чуть ли не гибель для девушки, тогда как на самом деле все было намного проще. С другой стороны, были у наших праотцов и такие практики, от которых сейчас буквально волосы встают дыбом.

Мы в AdMe.ru стремимся больше узнать о жизни наших предков, чтобы лучше понимать современную культуру. В конце статьи для вас приготовлен бонус: оказывается, отношения в русской семье раньше противоречили тем этическим законам, которые приняты в обществе сегодня.

1. Чтобы женщина быстрее родила, ее всячески пугали

Считалось, что помочь женщине скорее разрешиться от бремени мог испуг. По этой причине вокруг роженицы часто скакали повитухи и члены семьи, стуча и гремя различными бытовыми приборами. Предположительно, механизм должен был работать так: женщина пугается, от страха сильно тужится, и ребенок в тот же миг из нее «вылетает».

Насколько эти практики были полезными, исследователи, к сожалению, не сообщают.

2. Свадебное одеяние невесты с фатой было одеждой мертвеца

Те наряды невесты, которыми мы все сегодня восхищаемся, наши предки считали погребальными. Женитьба представлялась им «маленькой смертью» и считалась как бы перерождением девочки в женщину, а мальчика — в мужчину. На голову девице надевали белый куколь с фатой. Фата была нужна, чтобы «мертвец» случайно не посмотрел кому-нибудь в глаза и не утащил человека с собой в царство мертвых.

Интересно, что если в деревне умирала девушка, которой не удалось выйти замуж при жизни, то ей находили жениха во время похорон. Среди населения выбирали мужчину, перевязывали ему руку платком, и в таком виде он сопровождал гроб до места захоронения. С этого времени семья умершей начинала считать его своим зятем, а все прочие — вдовцом.

3. Если ребенок рождался недоношенным или больным, его отправляли в печь

Печка в сознании древних славян была символом Вселенной и местом общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, когда требовалось спасти жизнь недоношенному или больному младенцу. Ребенок при этом уподоблялся хлебу: его покрывали тестом с головы до пят, оставляя нетронутыми только ноздри и рот, после чего клали на лопату и отправляли в теплую печку. Этот обряд называли «перепеканием».

4. Невест в Древней Руси похищали

До конца X века брак между парнем и девушкой осуществлялся несколько иначе, чем мы привыкли думать. Чтобы жениться на полюбившейся девице, ее нужно было «умыкнуть». Как правило, такое «похищение» могло состояться лишь после предварительного сговора семей, жениха и самой невесты, мнение которой в действительности было важным и зачастую играло ключевую роль.

Любопытно, что этот брачный ритуал в северных и зауральских землях практиковался вплоть до XIX века.

5. Если девушка «приносила в подоле» мальчика, это не считалось позорным

Отношение к добрачным связям у наших предков было различным. Например, на Севере потерявшим невинность девицам мазали ворота дегтем. Это накладывало печать позора на всю семью, поэтому отец старался соскрести деготь с досок до того, как его кто-нибудь увидит. Виновнице задавали трепку, а парень, лишивший девушку чести, становился всеобщим героем.

В центральных и южных областях добрачные связи значили намного меньше. Если девушка рожала мальчика, его называли Богданом: так все вокруг знали, что он появился вне брака. При этом парнишку никто происхождением не попрекал, разве что соседи дразнили «крапивничком». Если на свет появлялась девочка, дела обстояли хуже, потому что женщин в семье считали лишними ртами. Мальчик же вырастал работником и помощником.

Позор на девицу если и ложился, то ненадолго: проходило время, и ее выдавали замуж. Правда, выбирать жениха не приходилось — чаще всего таких девушек отдавали за вдовцов.

6. От некоторых женщин отказывались в первую же брачную ночь из-за фигуры

Стандарты красоты у наших предков были совершенно иными. Считалось, что женщина должна быть большой, высокой и непременно с крутыми бедрами. Это означало, что дама готова к тяжелой домашней работе и сможет родить крепких малышей. Поэтому девицы, особенно худосочные, на Руси любили многослойные юбки, что порой приводило к курьезам: в первую брачную ночь жениха под слоями одежды могла ждать худенькая жена. Здесь было два варианта развития событий: или мужчина примирялся с положением дел, или же выгонял новоявленную супругу.

7. Когда-то в нашей стране процветало профессиональное нищенство

Пожары, которые пугают нас и в XXI веке, для наших предков были настоящим бедствием: порой выгорали целые деревни. К погорельцам отношение было сочувственное — им помогали чем могли. Только благодаря помощи можно было насобирать средств, чтобы начать все сначала.

Этим пользовались предприимчивые крестьяне. Молодые и здоровые мужики и бабы притворялись болезными или погорельцами, вымаливая у народа денежку-другую. Нередко профессиональные нищие еще и подворовывали в домах, куда их по доброте душевной пускали переночевать.

Кое-где этот промысел был возведен в ранг официального. Например, князь Грузинский из Нижегородской области отправлял своих мужиков нищенствовать в другие земли. Часто это ремесло приносило больше денег, чем если бы крестьяне занимались землей и хозяйством.

Бонус: первое время после свадьбы роль мужа играл свекор

В русской деревне еще пару столетий назад активно практиковали снохачество. Глава семьи — свекор — первое время заменял невестке мужа. Причины данного явления разные. Во-первых, парней забирали в рекруты, и им приходилось покидать родной дом вскоре после женитьбы. Во-вторых, в брак часто вступали недозрелые мальчики, которым порой требовалось несколько лет, чтобы получить возможность и желание исполнять супружеский долг.

Ко всему прочему, нужно заметить, что снохачество редко было добровольным. Если девушка отказывалась от предложения свекра, она подвергалась гонениям в семье. В противном случае девице сулили различные блага: от приятных подарков до облегчения домашней работы. Исследователи упоминают и случаи мести: о невестке, которая отвергла главу дома, часто говорили разные гадости, что сильно портило ей жизнь.

Снохачество сошло на нет, когда крестьянские деревни стали практиковать раздельное жилье: родители жили в одном доме, а молодые — в другом.

Нам удалось открыть для вас что-то новое? А может, вы и сами можете рассказать нам о других необычных традициях, которые не попали в эту статью?

Чем наши предки занимались зимой (6 фото)

Как мужчины в лесу прялки и лавки искали

Зимой крестьяне не работали в поле, но никогда не бездельничали. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения. Большим спросом пользовались сани с загнутыми полозьями, которые продавали на зимних ярмарках.

Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки. Секрет был в том, что делались они из корней деревьев. Это позволяло крестьянам делать прялку, представляющую собой цельную конструкцию, которую невозможно было ни сломать, ни расшатать.

Из корня делалось донце (на нем сидела пряха), а ствол становился столбом для поддержания ткани, иногда и рогаткой для плетения сетей. Благодаря этой уникальной технологии также делали крепкие лавки, выбирая для них подходящую часть ствола. После его распила сучки укорачивали до одной длины. Такие лавки делались без единого гвоздя, при этом они отличались невероятной устойчивостью и надежностью, стояли во многих избах.

Что такое наниколиться и за что могли быть побиты варщики сусла

Зимой на Руси варили пиво и квас. Для того чтобы получить солод, из которого делали эти вкусные напитки, рожь, уже частично обмолоченную, проращивали. Варка сусла была ответственным и непростым делом. По всей деревне собирали зерно, все этапы изготовления напитка отслеживалась очень тщательно.

Особую ответственность брали на себя те, кто непосредственно занимались варкой. Термометров в те времена не было, а ведь требовалось достаточно долгое поддержание нужной температуры на открытом огне, чтобы не перечеркнуть старания остальных крестьян. Если такое происходило, то варщика сусла могли и побить.

После того как сусло было готово, а становилось оно сладким и густым, его разливали по ведрам и раздавали старым да малым, а также больным. Этот напиток считался исключительно полезным. Созревало пиво окончательно к празднику Николы зимнего. Тогда и начинались весёлые праздники с повсеместным распитием благоухающего пива. Так произошло забавное слово «наниколиться», то есть напиться качественного, свежего пива.

Почему женщины надевали на головы коровам свои рубашки

Одним из самых важных зимних событий было появление на свет телят. Отела ждали и готовились к нему. Крестьянки относились к этому процессу с трепетом, как к собственным родам. Когда подходил срок, и корова начинала телиться, они распахивали ворота и двери, распускали длинные волосы, развязывали пояса и тесемки, расстегивали пуговицы на одежде. Существовало поверье, что если на рога первородящей корове накрутить женскую рубашку, то она легко родит своего первенца. После того как на свет появлялся малыш-телёнок, тёлку мыли, одновременно исполняя народные песни, затем проводили окропление святой водой, окуривали травами и подавали угощение. Маленького телёнка заносили в избу, где происходило его знакомство с русской печью.

Скот, который был лишним, продавали на январских ярмарках. Это был интересный процесс, на котором происходили своеобразные спектакли, когда продавец расхваливал товар, а покупатель всячески старался сбить цену. По древним поверьям можно было украсть у продавца удачу — для этого нужно было потихоньку забрать клок соломы или землю из-под копыт продаваемого животного. Чтобы не навлечь на себя беду или сглаз, торговцы во время перегона скота на ярмарку произносили особые заклинания.

Звон, шум и грохот – ряженые у порога

Самым весёлым днём зимы, пожалуй, была Коляда, когда можно было хулиганить и веселиться всласть. Ряженые обходили дома, шумя, хохоча, наряженные в костюмы животных и непонятной, но очень страшной нечисти. Молодёжь очень любила колядовать, они готовили костюмы заранее и при наступлении праздника обходили дворы, распевая песни с пожеланиями добра и удачи хозяевам. Те в ответ одаривали колядовщиков сладостями, хлебушком, пирогами, мясом, а иногда и деньгами.

Читать еще:  Как вырастить самые вкусные огурцы

Принять колядовщиков было делом чести, хозяева открывали двери и ворота, всматриваясь в гостей и стараясь увидеть в них свою судьбу, своих предков. Девушки же увлеченно гадали, желая узнать и рассмотреть своего будущего жениха. Пожилые высматривали свою смерть и пытались узнать, сколько еще придется пожить. Когда наступали сильнейшие крещенские морозы, на иконы плескали воду, уговаривая ее забрать оставшееся в доме зло прочь, в тёмный мир.

Зима — время заработков, и как крестьяне работали в мануфактурах и на дому

В тёплое время года крестьяне были заняты своими делами, поэтому подработками они не занимались. А вот зимой многие устремлялись на заработки в купеческие мануфактуры. Хозяева мануфактур предоставляли помещения, не жалели ни свечей, ни масляных ламп для этого.

Существовала и практика надомной работы, когда крестьянину выдавалась необходимое оборудование, которое он мог использовать, находясь дома. Это делалось в случае, если крестьянин проживал слишком далеко и относилось к плетению кружева, дорогих полотен, к изготовлению дорогой резной мебели. Надо отметить, что платили таким надомником очень неплохо. При этом они ещё и получали летний отпуск. Однако не каждая семья могла пойти на это и вывести из хозяйства человека, поскольку каждый член крестьянской семьи имел свои собственные обязанности, которые должен был выполнять лично.

Как 200 лет назад на Руси «доделывали» младенцев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Буквально вся жизнь женщины на Руси была сосредоточена на детях, потому как многодетность по тем временам была общест­венно необходима. И только она могла гарантировать воспроизводство населения после много­численных эпидемий и кровопролитных войн, которые из века в век уносили десятки тысяч жизней.

Именно поэтому православная церковь на протяже­нии долгих столетий так настоятельно формировала идеальный образ женщины как многодетной матери. Было принято рожать часто, однако из десяти родившихся выжить доводилось немногим, потому как большая часть деток умирала при рождении или во младенчестве. В те времена говаривали: «Бог дал — Бог взял!»

Таинство рождения

К родам наши предки подходили с особыми традициями, основанными на древних поверьях. Считалось, что ребенок, появляясь на свет, «переходит из мира мертвых в мир живых».

Беременные деревенские женщины до самых родов находились в трудах и заботах, и рожать иногда им приходилось и в поле, и дома в одиночку, ну и конечно же с помощью бабок-повитух. Как правило, женщины рожали вне жилого дома. Чаще всего использовалась хорошо натопленная баня, или хлев. Чтобы женская плоть быстрее раскрылась и выпустила дитя, женщинам расплетали косы, распахивали сундуки и двери. Роженице обычно помогала бабка, знающая в этом толк.

Также было принято считать, что таинство рождения ребенка никто из посторонних видеть не должен. Но по славянским обычаям мужу разрешалось присутствовать при особых случаях, когда роды предвещали быть трудными и нужна была его поддержка. Он должен был кричать и стонать вместо жены, чтобы отвлечь на себя внимание нечистых сил, способных навредить роженице. При схватках женщина должна была интенсивно двигаться, а рожать ей приходилось, стоя на коленках или же на корточках.

Повитуха должна была принять младенца, перерезать и перевязать пуповину, обмыть и «подправить» ребенка и еще пару суток присмотреть за ним, пока мать отлеживалась и приходила в себя.

Обрезание пуповины

Согласно ритуалам считалась, что пуповина ребенка должна быть отрезана ножом или серпом на расстоянии не менее трех сантиметров. Когда отсекали пуповину мальчику, то обязательно на дубовой плахе или же на топорище, а девочке — на ольховой доске или на веретене. Этот обряд подразумевал, что мальчик станет мастером на все руки, а девчушка — трудолюбивой рукодельницей. Перевязав пупок льняной ниткой, с вплетенными в нее волосами родителей малыша, повитуха тщательно его обмывала.

Обмывание

Немалое внимание уделялось первому омыванию ребенка, который должен был войти в мир людей. Повитуха в это время как бы пыталась «слепить» новорожденного. Она гладила его головку, придавая ей округлость, сжимала ноздри, формируя носик, равняла ручки и ножки. А после процедуры купания и формирования маленького тельца, дитя заворачивали в грязную отцовскую рубаху, так как считалось, что именно старая поношенная вещь будет служить связью между поколениями. Таким образом, ребенок пропитавшись духом отца, должен был быть приобщен к человеческому роду.

В некоторых регионах бытовал обычай после омывания трижды парить ребенка в бане вместе с матерью. А ежели не было бани, то роженицу с младенцем сажали на печь и парили «всухую».

И что удивительно, в последующем младенца могли не купать до шести недель. При том он покрывался красной сыпью, которую называли «цветением» и в это время мыть его было запрещено категорически. Да и в дальнейшем ребенка не особо купали, его мыли со всеми домочадцами раз в неделю.

Захоронение плаценты

Плацента, детское место и послед считался вторыми родами и к ним относились весьма почтительно. По старорусскому обычаю они омывались, заворачивались в чистые тряпки и закапывались в импровизированную могилку, куда ложилась еда, а сверху осыпалась зерном и поливалась водицей. Этот ритуал должен был послужить залогом нового рождения детей и обеспечивать непрерывную преемственность и обмен между предками и потомками

«Доделывание» ребенка

В народе считалось, что дитя из утробы матери рождается «сырым», отсюда и пошел обряд в некоторых регионах «доделывания» и «допекания». Малыша заворачивали в пресное ржаное тесто, привязывали к лопате и сажали в теплую печь подобно хлебу. Недоношенного или слабого малыша мать «перераживала», трижды протаскивая свое чадо через ворот сорочки сверху вниз, тем самым импровизируя возврат ребенка в иной мир и повторное его рождение.

Наречение именем

Приняв роды и омыв младенца, повитуха шла к священнику, который должен был окрестить ребенка и дать ему имя. И лишь в редких случаях, когда дите было очень слабое и вот-вот могло умереть, повитухе разрешалось окрестить ребенка, окунув его трижды в купель, и дать ему имя.

Новорожденному, как правило, давали имя по святцам на день рождения или день крещения, в честь святого почитаемого в тот день. В иных случаях ребенок получал имя своего родственника или уже умершего, или живого. Мальчикам часто доставались имена их дедов. Имя было предопределяющим не только поведение, но и физическое здоровье человека.

В древней Руси почти до XIV столетия была традиция давать некоторым детям не «отчества», а «матчества». К примеру, Настасьич, Маринич, так как родство по матери считалось не менее почетным, чем по отцу. Это еще были отголоски матриархата, ориентированного на проявление уважения к матери и женщине в повседневной жизни.

Крестины

Крестными родителями новорожденного выбирали родственников, отдавая предпочтение молодым и холостым. Во многих местностях России было принято ребенку иметь одного крестного. Мальчика крестил крестный отец, а девочку — крестная мать.

Крестные родители должны были выкупить новорожденного младенца у бабки-повитухи на третий день после рождения и нести его в церковь. Согласно обычаю, по дороге к храму кумовьям запрещалось оглядываться и разговаривать. Само же крещение приравнивалось к рождению, которое уже было «настоящим», когда малыш должен был быть включен в мир людей. При этом крестные родители обязательно должны были подарить крестнику крестик, пояс и рубаху. Именно эти предметы отличали человека крещеного.

Однако зажиточные крестьяне, что бы избежать неприятных неожиданностей, приглашали священника домой, которого угощали после крестин праздничным обедом, что не могли себе позволить бедняки.

Получение доли

Немало интересным на Руси был ритуал получения ребенком его доли жизненных сил из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. Хоть и считалось, что доля каждого предопределена свыше, однако ее еще и полагалось взять.

И существовало немало примет по которым определялась доля или ее отсутствие. Так, к примеру, если малыш рождался лицом вниз значило, что скоро умрет; если же с длинными волосами на руках, на ногах или в «сорочке» — будет счастлив; с перевитой пуповиной — будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, — счастливы.

Очень часто доля получала свое воплощение в сваренной каше для «крестинного» обеда, на который приглашали всех глав семей деревни и после чего каждого наделяли частью каши, предназначенной для их детей. Таким образом каждый ребенок символически получал свою часть доли после очередного перераспределения.

Пеленание ребенка

В деревенском быту было заведено туго пеленать малыша почти до полугода в пеленки, сверху затягивая поясом — «свивальником». Дитя имело вид кокона и по предположению женщин это хорошо выравнивало ножки и ручки и должно было способствовать крепкому сну.

«Хлеб насущный» для ребенка

Удивительны обычаи и по кормлению младенца в первые дни его жизни. Считалось, что первое молоко женщины — молозиво — очень вредно для него, поэтому женщины сцеживали его в землю, а ребенку в эти дни давали «соску». Это была тряпочка, с завернутым в нее толченым сладким кренделем, или подслащенной простой кашкой.

Потом мать начинала кормить его грудью почти до двух лет, так как считалось, что кормить материнским молоком нужно три поста. Однако прикармливать дитя начинали очень рано и это было связано с тем, что мать, как правило, после родов шла на работу и вынуждена была оставлять свое чадо на старших детей или на пожилых своих матерей.

Малышу очень рано приходилось испробовать коровье молоко, хлеб, и каши, и все то, что ели взрослые члены семьи. А ежели он был рожден летом, то и вовсе рассчитывать на грудное молоко ему не приходилось. Больше везло тем у кого в семье была еще одна мать, кормящая ребенка, тогда женщины кормили детей поочередно.

На хрупких женских плечах держалось все хозяйство, полевые работы и домашние, связанные с приготовлением еды, стиркой, уборкой, а также рождение и воспитание детей. Все эти тяготы жизни очень быстро подрывали их здоровье и женщины умирали достаточно рано.

Не менее интересна история о том как обучали крестьянских детей в школах 200 лет тому назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://101dizain.ru/wiki/ogorod/chto-vysazhivali-nashi-predki.html
http://pentad.ru/derevya-oberegi-vozle-doma/
http://leydi-prelest.ru/semya/nelzya-sazhat-ryadom.html
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/8-drevnerusskih-obychaev-kotorye-otkroyut-glaza-na-to-kak-na-samom-dele-zhili-nashi-predki-2207965/
http://m.fishki.net/3041782-chem-nashi-predki-zanimalisy-zimoj.html
http://kulturologia.ru/blogs/250118/37511/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector