В финскую школу пришел медведь

Рядом с финской школой обнаружили медведя

В финском городе Миккели поблизости со школой обнаружили медведя. Об этом 13 августа сообщает «РИА Новости» со ссылкой на местную полицию.

«Медведь последовал за двумя мальчиками, которые покинули школу на велосипедах. Медведь прошел за ними около 10 м и свернул в сторону стадиона. Школа проинформирована, полиция находится в школе», — сообщило ведомство.

Полицейские привлекли к решению проблемы экологов, чтобы совместными усилиями вернуть зверя в место его обитания. В ведомстве также заявили о готовности убить медведя, если он окажется в густонаселенном районе города.

В этот же день сообщалось, что в Хабаровском крае медведь растерзал грибника.

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 – 72003 от 26 декабря 2019 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2020

Финским “волкам” от русских «медведей»

“Этот материал представляет собой запись рассказов двух участников финской кампании 1939-1940 гг. К сожалению, за давностью лет уже невозможно назвать номера частей и конкретные места боев, но за точность приведенных фактов ручаюсь. Оставив в стороне

сухие цифры, я постарался наиболее точно восстановить и пересказать именно те моменты, которые касаются и тактики ведения той войны, то есть боевого опыте. А как известно, он приобретается очень дорогой ценой, и актуальность его не теряется с годами и десятилетиями. В то же время о финской кампании наши современники знают очень немногое. А ведь тогда советским войскам пришлось в суровом климате, при сильном сопротивлении противника прорывать мощнейшую линию обороны финнов, известную как линия Маннергейма. Послушаем же, что рассказывали сами участники тех боев.

Представляю первого рассказчика – Борис Логинов, а проще – дядя Боря, мой родственник. Его рассказы передаются в нашей семье как память. Сибиряк, уроженец Прибайкалья. До призыва проживал в поселке Иркутск-13.

. Холодно. Такого зверского холода дядя Боря не переживал больше нигде и никогда. Фирменным стилем финнов было выждать, когда русские солдаты выйдут на открытое место подальше от укрытий (деревьев, больших валунов или просто скоплений камней) и накрыть сначала массированным пулеметным и снайперским огнем, положить без движения, а потом обстреливать из минометов или артиллерийских орудий. Хуже всего, что открытое место, как правило, было или озером, или болотом, или речушкой. Дядя Боря был уверен, что финны специально подкарауливали наших у водных преград. И вот начиналась канонада. Взрывы мин и снарядов разбивают лед, поднимают фонтаны воды, она обрушивается на бойцов сверху и обильно течет понизу, и это в 30-градусный мороз! Кто лежал поблизости от места разрыва, уходил под лед, у остальных обмундирование превращалось в ледяной панцирь.

Лежать – замерзнешь. Волей-неволей старались ползти вперед, а финны били снайперским огнем на любое движение.

Потери от такой финской тактики были тяжелыми. Поистине и в воздухе, и под ногами – смерть. Единственный шанс не остаться от обморожения без рук и ног был в том, чтобы быстро доползти до сухого снега и вываляться в нем. Снег вытягивал воду из одежды.

Тот, кто первым добирался до него, начинал огневой бой с финнами, стараясь почаще менять позицию – стреляли финны очень хорошо.

Спасало наши войска превосходство в артиллерии и вообще в технике. Артиллеристы снарядов не жалели, и если позиции засады были импровизированными, без дзотов и окопов полного профиля, то артиллерия отбивала пехоту от смерти. (Такое, скорее всего,

бывало в предполье линии Маннергейма, где у финнов не было столь мощных укреплений, как на самих укреппозициях).

Через какое-то время у наших солдат выработалась стойкая ненависть к открытым пространствам. На них старались не выходить даже под угрозой трибунала. Дядя Боря говорил – пусть в лесу, пусть на колючую проволоку, мины, доты и окопы, но главное, чтобы на суше. Даже если ранят, то упадешь в снег, на сухое. Есть шанс выжить.

Командование от этих бросков в лоб на финские доты и колючку приходило в ужас и ярость и постоянно требовало – не лезть на финнов в лоб, обходить! Но войска, посланные в обход финских позиций, прекрасно зная, что их ждет в очередной раз на очередной водной преграде, на лед не выходили, а самовольно наступали по суше вдоль уреза воды или вдоль опушек лесов, то есть как раз там, где у финнов были наиболее мощные и новейшие артиллерийско-пулеметные многоэтажные доты, простреливавшие открытую местность массированным и точным огнем.

Получалось, что, стремясь к наиболее правильным с военной точки зрения действиям, наше командование раз за разом выводило войска в наиболее укрепленные точки линии Маннергейма. Отсюда и потери.

(Вот, пожалуй, и все то немногое, что осталось в нашей семье от участия дяди Бори в освобождении Карельского перешейка от финнов зимой 1939- 1940гг.)

ЖИЗНЬ ЗАВИСИТ И ОТ ПОДШЛЕМНИКА

Следующий наш герой ушел на фронт добровольцем со студенческой скамьи, с четвертого курса Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Разговор с ним о финской кампании произошел в конце 1980-х годов, и ни я, ни мой отец, участник финской кампании, не смогли точно вспомнить его фамилию. Отец, правда, предполагает, что это был Певзнер Борис Исакович. Рассказ дан от первого лица, а в скобках – мои комментарии по ходу текста

. Как я попал на финскую? Финны обстреляли Ленинград из артиллерийских орудий, и мы с друзьями решили уйти добровольцами защищать северо-западные рубежи нашей Родины, как тогда говорили. Да, город обстреливали. Я своими глазами видел фонтаны воды и льда от разрывов на Неве.

(Д.П. – Во второй раз в жизни я слышал об обстрелах Ленинграда финской артиллерией в начале той войны. Первый раз мне рассказал об этом старый мужчина-экскурсовод у Исаакиевского собора, ветеран войны, за 5-6 лет до данной беседы.)

Вооружили нас: винтовка Мосина, несколько гранат, саперная лопатка. Одели – теплое белье, гимнастерки, шаровары х/б, шинель, сапоги (естественно, на размер больше), пара теплых байковых портянок. Опытный старшина на складе посоветовал не брать буденовку, а взять сразу теплый подшлемник и носить его как лыжную шапочку. На буденовке каска не держалась, съезжала, а на подшлемнике – милое дело.

Старшина, видно, успел повоевать и знал что к чему. А то на фронте, в строевых частях, прибывших на Карельский в буденовках и получивших каски, уже на передовой случалось: помучаются – и каску долой, а финским снайперам по незащищенным головам бить – верное дело. Кровью подобная глупость оплачивалась.

Прибыли мы, группа студентов-добровольцев и мобилизованных молодых рабочих с ленинградских заводов, в свою дивизию дня за два перед первым наступлением на линию Маннергейма. Опытные ребята, воевавшие с первого дня, нас сразу предупредили – деритесь до последнего, что бы ни случилось, в плен не сдавайтесь. Попавших в плен русских солдат финны убивали самым зверским образом. Отрезали половые органы, головы, сажали на кол, разрубали на куски и развешивали эти куски на деревьях вдоль дорог и троп. Для устрашения. Я сам позднее видел такое своими глазами.

ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД

Перед наступлением была очень мощная артподготовка. Мы в это время находились на опушке леса, в снежных траншеях, ждали наступления. Перед нами широкая, метров 500-700, поляна, на другом ее конце уже начинались финские укрепления. Сначала колючая проволока в несколько рядов.

Там еще надолбы были, но не в рост человека, а низкие, всего сантиметров 50 от земли. Очень опасные для наших танков, потому что их в снегу не видно. Танк на них днищем налетает, гусеницы в воздух, проворачиваются – а машина ни с места. Здесь ее и расстреливали, неподвижную, из пушек. На нашем участке на этих надолбах много танков сгорело.

Уже почти прорвется к финским позициям, а тут вдруг словно великан какой-то машину вздергивает в воздух и заваливает на бок. Минута, другая – и загорелись ребята. Даже если и выбрался из танка, так до своих еще доползти надо, а танкисты в черных комбинезонах, их на снегу видно далеко. Как правило, мало кто доползал. А уж за колючкой, в лесу, финские окопы, дзоты и доты. Правда, лес у них недолго простоял, наша артиллерия его снесла в щепки на несколько сот метров вглубь. Среди того бурелома мне потом и довелось воевать почти всю кампанию.

Читать еще:  Видео игры дельфина с медузой попало в Сеть

. Ну вот, отгрохотала артиллерия, нам, пехоте, – ракета. Выскочили из окопов и ям, вытянулись в цепь – и вперед. Все как по уставу положено. А на поляне – снегу навалом, где по колено, а где по пояс, и попробуй по нему пройти! Не наступаем, а барахтаемся в целине. А все – с полной выкладкой! Уже метров через двести вымотались страшно, шинель – хоть выжимай. Тут обратили внимание, что в воронках и вокруг них снег разметан до земли – и давай от одной к другой перебираться. Цепь сломалась, наступать стали маленькими кучками, но продвигаемся уже бойчее.

Здесь танки подоспели, развернутой лавиной проехали через наши порядки и устремились на укрепления. Враг вроде того и ждал, по нам открыли шквальный огонь. Финны в дотах сидят и нас свинцом поливают. Взводные и ротные орут:

Понятно, да только снег, зараза, держит почище колючей проволоки. Валятся убитые, раненые кричат, на помощь зовут. Но все же бросками от воронки к воронке наступаем. Тут я наткнулся на след нашего танка. Прелесть, бежать легко, только пригибайся. Добежал до танка, начал друзей подзывать. Через некоторое время нас под прикрытием брони шло и ползло уже человек двенадцать. В основном студенты и рабочие. Они посообразительнее были.

А крестьяне – дисциплинированные. Кричишь им, машешь: А они: В нашем взводе солдат из деревни в том наступлении выбило почти полностью. Они еще, наверное, просто боялись танков. Мол, большой, по нему финны в первую очередь бить будут, а я в снегу, как тетерка, попробуй, попади в меня. Напрасно. Снег финские пулеметы прошивали до земли. На пристрелянных рубежах на каждый квадратный метр в одну минуту попадало в среднем 5 пуль, это я уже после войны узнал.

Вот так и наступали. Танки, за ними кучки пехотинцев. А остальные позади в чистом поле лежат и голов поднять не могут. Положили нашу пехоту финны, отсекли от танков. Вдруг наш танк останавливается, орудие по финнам работает. Из люка выглядывает офицер, это был командир танковой роты. Сначала удивился, увидев нас, а потом ужом соскользнул по броне под корму к нам и кричит (там грохот был страшенный, все общались криком): . Мы отвечаем: .

Попятились мы назад. Отступать перед танком сложнее, нужно глядеть в оба, чтобы под гусеницу не попасть. Все танки отошли до залегшей пехоты, командиры машин с наганами выпрыгивают в снег и давай поднимать бойцов, все это под огнем. Снова двинулись

вперед, а финны опять огневой шквал дали и снова нас положили. Вот так и елозили по той поляне вперед-назад весь день. К вечеру отошли на исходные. Кто остался в живых, собирались в своих старых окопах, вновь сплачиваясь в подразделения.

На следующий день – артподготовка и вновь атака. Опять елозим то вперед, то назад, прорваться к финским окопам не можем. А тут танк, за которым я укрывался, был подбит противотанковой артиллерией финнов. Машина горит, кто из экипажа живой остался, выбрались к нам под корму и кричат: До ближайшей машины – метров 70, поперек финского огня. А делать нечего, рванули. Добежали до танка не все. А за ним тоже пехота укрывается, места нам нет! Но мы нашлись. Попадали цепочкой в траншеи, прорытые гусеницами – и вперед, ползком за танком.

Смекалка. Без нее на войне сразу конец. В последний день наступления, во второй половине дня мы почти до финской колючей проволоки прорвались – уже наловчились за танками бегать. Вдруг – удар, машина встает. Подбили! Раненые в тыл поползли, а мы – вперед, перекатами и перебежками от воронки к воронке. Добрались наконец до колючки, а там ее в несколько десятков рядов наверчено! Кое-где она нашими снарядами порвана, но все равно пройти нельзя. И саперных ножниц у нас нет. А ганки – одни на поле боя горят, другие отошли вместе с пехотой на исходные. Лежит нас у колючки человек двадцать. Мокрые от пота, замерзать начали. Что делать, непонятно. А уже вечереет. Видим – наступление опять захлебнулось. Оставалось ждать темноты.

. Выползли к своим, наверное, уже к середине ночи. Наш лейтенант обрадовался, увидев нас живыми:

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Российская учительница стала работать в финской школе и оторопела

«Зачем такая свобода?» Российские учителя – о финской школе. Школьное образование в Финляндии неожиданно для многих стало лидером в Европе в 2000-е годы, почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Детям здесь почти не задают уроков на дом, а учителя ценят главное – свободу. В День учителя, 5 октября, мы поговорили с бывшими российскими учителями, которые теперь работают в финской школе, о разнице в подходе к образованию и к самим детям.

– В России мы были учителями авторитарной школы: «сели-встали». Но уже тогда внутри меня это было, что детям нужно давать возможность высказываться, их нужно выслушать. То есть этот авторитаризм (российской школы) во мне отсутствовал, хотя я в этой системе выросла и в ней работала, – рассказывает учитель Школы Восточной Финляндии в Йоэнссуу Наталья Степанова.

Наталья преподает в финской гимназии русский язык. Больше 20 лет назад она переехала в Финляндию с сыном. До переезда она семь лет отработала в петрозаводской школе.

«Это не просто шум, это рабочий шум»

– Когда я уходила из своей школы в Петрозаводске, мне подарили альбом, и мне там написали мои ученики и выпускники: «Наталья, вы как наша мама, которая может нас всегда выслушать». То есть это знак того, что мне нравилось их слушать. Я могла прервать урок тогда, закончить с причастиями-деепричастиями и просто поговорить с ними о чем-то другом, о чем как-то не особо было принято. Думаю, что это мне помогло понять, что происходит в финской школе. Первый шок не был долгим, – говорит Наталья.

Первое время не могла понять: зачем же такая свобода?

Обстановку в финском классе Наталья называет «рабочим шумом». Относиться легко к такому важному компоненту образовательного процесса ее научили финские коллеги.

– Я первое время не могла понять: зачем же такая свобода? Почему ученики свободно ходят по классу, почему не задают домашних заданий в таком объеме, как у нас [в России]? Почему шум в классе все время? Постепенно я находила ответы на свои вопросы, и первый шок довольно быстро прошел. Хотя он и не был шоком в плохом смысле, просто это было непривычно.

При этом совсем отказываться от российских школьных правил Наталья не стала. И в ее классах ученики всегда начинают урок с приветствия учителя.

– Мы все равно начинаем урок с того, что мы встаем и приветствуем учителя стоя, говорим: «Здравствуйте». Это может быть в веселой форме: потянулись, головой покрутили, поприветствовали сели, записываем число. Это такой отправной момент. Потом может быть базар-вокзал, с какими-нибудь паровозиками игра, но все равно какой-то отправной момент нужен. Они спрашивают: «А зачем нам это число писать?» Говорю: «Понимаете, вы зарегистрировали этот день, зафиксировали», – рассказывает Наталья.

«Ребенок в школе не только учится»

8 утра. Звонок на урок больше похож на рингтон «Нокии». К этому времени в классе еще не все ученики, но и те, что пришли, не торопятся доставать учебники и садиться за парты. Во-первых, парты еще можно поменять местами, сдвинуть-раздвинуть. Геометрия класса постоянно меняется: это один из способов добавить в образовательный процесс динамики, дать ученикам самостоятельно определить расположение классной мебели. Во-вторых, по мнению финских учителей, день должен начинаться с приятных ощущений – болтовни с друзьями, шуток. Времени для этого достаточно: урок длится 75 минут, в том числе для первоклашек, так что начинать и заканчивать непосредственно образовательную часть со звонком спешки нет.

Директор признает, что не только русские ученики, но и учителя с российским бэкграундом отличаются от финских:

– У тех, кто приходит к нам с опытом работы в российской школе, заметно большее стремление к субординации и формальным отношениям. Когда после нескольких лет работы в ШВФ учителем и заместителем директора я стала директором школы, в тот же день русскоязычные коллеги стали называть меня на «вы», что в Финляндии нонсенс. Со временем эти различия стираются, конечно, но в целом они по первому времени менее самостоятельны, стараются согласовывать свои шаги с руководством школы. Финские коллеги в этом смысле гораздо более самостоятельны.

Со временем, по словам Мари, эти различия стираются, и сегодня директора гораздо больше заботит набор учеников в первый класс, чем различия в подходах к работе разных учителей.

– ШВФ – частная школа, в том смысле, что мы набираем учеников не по географическому признаку (кто живет поблизости от школы, тот и идет туда учиться, и школа не имеет права отказать), а по заявлениям. Это означает, что если не ученики, то родители точно выбирают нашу школу, потому что хотят, чтобы их дети учили русский язык, – говорит директор. – В остальном мы не отличаемся от других школ: обучение у нас бесплатное, и мы обеспечиваем школьников всем необходимым. А «подушевое» финансирование получаем от финских муниципалитетов: сколько набрали учеников, столько и получили денег от муниципалитета.

Читать еще:  Кенгуру с головой в ведре спасают в Австралии

В финскую школу пришел медведь

Первое сентября в Финляндии наступило еще в начале августа, поэтому родители детей уже собрали ребенка в школу. Но цены с тех пор не изменились. Журналист Андрей Шилов, который живет рядом с Хельсинки, рассказал, сколько было потрачено на шопинг. У финнов нет обязательной школьной формы, поэтому для родителей этой существенная экономия. «Нашей дочке-третьекласснице к школе мы купили «конверсы» – то есть кеды на каждый день (74,9€, Stockmann). Там же купили легинсы для физкультуры (9,9€, Bogi). Для остальной «спортивной» мелочи рядом были Intersport и Stadium, выбрали последний. Сразу три разноцветные футболки были со скидкой (9,9€), три пары носков тоже со скидкой (6,9€) и купальник для уроков плавания (19,9€)», – рассказывает Андрей Шилов.

Раз есть кеды, кроссовки для физкультуры не требуют, но в финских магазинах, в отделе обуви, для размеров от 32 до 40 есть модели Puma, Adidas и Asics по ценам 20€, 40€ и 65€. Для малышей с размером ноги 21-30 была бы скидка, 19,9€ (обычно 27,9€). Школьный рюкзак в том же Stadium – около 10,90€.

Учебники в финской школе выдают бесплатно, единственное – просят для сохранности обернуть их прозрачной клеящейся пленкой, один рулон в Akateeminen kirjakauppa стоит 3,5€. Наборы цветных карандашей в «Академкниге» были за 14,9€, 15,9€ и даже 76,9€, а тут нашлись всего за 3€. И еще всякие мелочи: разноцветные закладки-стикеры в учебник (1€), три ластика (3€), точилка (1€), набор из десяти простых карандашей (2€). Новый пенал стоил 10€. Бумага для рисования, мелочи для уроков труда? Нет, не нужно. «В школе полно бумаги!» – заверила дочка Андрея Шилова.

Школе родитель отдал 30€ наличными: 10€ – залог за ключ к персональному шкафчику, 20€ – оплата билета на некий мюзикл, на который дочка с классом пойдет в конце сентября.

Итого получается, что на начало учебы дочки-третьеклассницы было потрачено 177€. По сегодняшнему курсу это 12 865 рублей.

Корреспондент «Фонтанки.ру» Венера Галеева, мама первоклассника, поделилась своим опытом шопинга перед 1 сентября в Петербурге. «Школьную форму мы покупали через школу, а различную одежду — в интернет-магазинах. Это не только экономит время, но и получается дешевле». Школьная форма: брюки, жилетка и пиджак — обошлись в 5100 рублей, за 1300 можно приобрести дополнительные брюки. Хлопковая рубашка на популярном китайском сайте — около 300 рублей, майка — 150 рублей. Школьные туфли из натуральной кожи, которые станут сменкой, обошлись в 1300 рублей. В школе предупредили, что для физкультуры требуется черный низ и белый верх: спортивные брюки стоили 300 рублей, футболка- 100 рублей, кроссовки — 1000 рублей.

Самый расходный товар — ортопедический рюкзак популярной марки в комплекте с сумкой для обуви и пеналом — 6500 рублей. На канцелярские принадлежности на год учёбы: альбомы, цветная бумага, картон, папки для черчения, краски, карандаши, ручки – потрачено 4000 рублей.

На ремонт класса родительский комитет собрал по 8500 рублей. «Родители сами решили отремонтировать класс для своих детей, так как дети три года будут жить в нем, – подчеркивает Венера Галеева. – Родительский комитет подготовил сам смету и самостоятельно всё закупил и проконтролировал, часть работ выполнили папы». За электронный ключ для прохода на территорию школы, расположенной в Красносельском районе Петербурга, дополнительно пришлось заплатить 300 рублей. Цветы учителям — 400 рублей. Итого: базовый комплект формы и принадлежностей (без учета ремонта) — почти 12 тысяч рублей.

Полностью материал читайте на «Фонтанке.fi».

Финский язык Медведь и бал

Бесспорно, самое почитаемое и самое противоречивое животное народов России и Финляндии – это медведь. В одном из прошлых выпуском была приоткрыта завеса тайны над происхождением слова, но медведь достоин отдельного, пристального рассмотрения.

В Финляндии есть набор национальных символов, в котором медведь занимает далеко не последнее место. После национальных гимна, эпоса, дня, музыкального инструмента и писателя идет великое и ужасное национальное животное, коим и является бурый медведь. Он же традиционно считается и национальным символом России. И, несмотря на очевидное несоответствие, в Финляндии медведем зачастую называют Россию, обычно указывая на ее военную или иную мощь. Медведем простым, никуда не тащащим никакие мешки.

Известен миф о медведях, разгуливающих по улицам российских городов. О Финляндии такого мифа не ходит, но правдой он является для обеих стран. Медведи ходят по улицам и финских, и российских городов, чаще всего – в поисках мусорного бака. Недавние случаи – из городов Апатиты Мурманской области и Куопио региона Северное Саво.

Такая крайне непосредственная и многовековая близость косолапых к человеку не могла не повлиять на язык. На русский не так сильно: медведем называют разве что увальня, неуклюжего человека. В финском же медведей, медведями не являющихся, намного больше.

Издавна в сознании финнов укоренилось представление о медведе как об отнимающем деньги индивиде. А кто чаще всего отнимает деньги, да еще и легально? Налоговая служба! Вот налоговиков и налоговую и стали называть “налоговым медведем” – verokarhu. Причем в негативном контексте (а о налоговой в другом обычно и не пишут!). Так, в одной из газет появилась новость под заголовком Verokarhu: Pullojen keräys on verotettavaa tuloa. В статье рассказывалось, что налоговая служба считает полученные от сдачи собранных на улицах бутылок и банок деньги налогооблагаемым доходом. А для подкрепления кажущейся абсурдности этого заявления налоговые органы назвали медведем.

Деньги отбирают не только налоговики. Расставание со своими кровными сулит и другой медведь – в виде письма. Послание с напоминанием о неоплаченном счете по-фински называется karhukirje – медвежье письмо. Есть даже глагол karhuta – требовать выплаты, взимать или взыскивать ее. Идею о медведе-кредиторе сочинили, впрочем, не в Финляндии. В XVIII веке это значение слова björn заимствовали из шведского, где тоже был соответствующий глагол – björna. В немецком топтыгина тоже связывали с долгами: “привязать медведя” означало взять в долг, а “отвязать медведя” – выплатить долг. Но если в германских языках эти связи поистерлись, то в финском они живы как никогда.

Есть еще в Финляндии медведь дорожный (tiekarhu) или автомагистральный (maantiekarhu). Так называют грейдер – похожую на трактор машину для выравнивания грунта, применяющуюся при строительстве дорог. И что самое интересно, переклички с финским дорожным медведем находятся не где-нибудь, а в словаре Даля. Одним из значений слова “медведь” в нижегородской губернии Владимир Иванович указывает следующее: каток для укладки дорог или молотильный каток. Раньше в русских говорах вообще что только медведем не называлось: и кофе с ромом, и пунш со сливками, и залежавшийся товар и купцов, и мох кукушкин лен.

Но ладно растения , медведями прозвали многих животных, которые к медвежьим никакого отношения не имеют. И речь тут даже не о мишке коале – виновник этой путаницы хорошо известен. Научное именование “сумчатый медведь” дал роду коал в 1816 году французский зоолог Анри Бленвиль, и оттуда в финский и пришло аналогичное наименование pussikarhu. А вот кто догадался окрестить енотов “моющими медведями” (финск. pesukarhu или нем. Waschbär), а муравьедов – “муравьиными медведями” (финск. muurahaiskarhu или нем. Ameisenbär), – эти сведения анналы истории не сохранили.

Зато сохранили они главный вопрос, о котором шла речь в начале: Зачем на бал пришел медведь?
Источник Медведь и бал

«Посиди и подумай». Как устроена финская школа

«Белгородские известия» продолжают рассказывать об образовании за рубежом

Финскую школу считают одной из самых эффективных и комфортных. Рассказывает о ней бывшая жительница Старого Оскола, мама четвероклассницы Мила Карвонен.

Ступени роста

«В Финляндии дети идут в школу в 6–7 лет. В ней три ступени: начальная школа – с 1-го по 6-й класс, средняя – 7–9-й классы и так называемая абитуриентская школа, или предуниверситетская, – 10–11-й классы.

С недавних пор оценок в школе нет, но есть словесные определения: удовлетворительно, хорошо, очень хорошо и отлично. Неуда нет.

Экзамены сдают после 9-го класса тестами. По их результатам можно попасть в 10–11-й классы, что удаётся немногим: проходной балл высочайший. По результатам выпуска, по типу российского ЕГЭ, поступают в институты.

Уроки длятся по 45 минут, есть несколько маленьких перемен и одна большая – для обеда. У маленьких детей по пять уроков, с 4-го класса – шесть и больше. Суббота-воскресенье – выходные».

Лыжный отдых

«Учебный год в финской школе начинается 15 августа. За счёт укороченных летних каникул зимние – двойные: рождественские – в декабре и так называемые лыжные – в феврале (их выделили, потому что на севере, в условиях короткого светового дня, дети нуждаются в дополнительном отдыхе). На вторые каникулы родителям младших школьников дают отпуск на работе, и все едут куда‑нибудь в горы кататься на лыжах. Отсюда и название.

Читать еще:  В Бразилии мужчина подорвал огород чтобы избавиться от насекомых

Установка учителя на домашние задания такая: ребёнок должен делать уроки дома не больше 15 минут. Уложился, не уложился – всё, больше нельзя. Считается, что главное – это не выполненное задание, а чтобы ребёнок не переутомился. Так что кошмара под названием «полночи учили уроки» у нас нет».

Наша заслуга

«К началу учебного года мы никак особо не готовимся. Обязательной школьной формы нет, дети ходят в обычной одежде и в первый день, и в праздники. Вешать банты, наглаживаться, наряжаться здесь вообще не принято. Учебники, канцтовары, тетради – всё закупает школа до 9-го класса включительно. Все мои родительские хлопоты заключаются в том, чтобы обновить рюкзак или приобрести новые кроссовки, спортивную форму, если требуется.

Родители здесь вовсе не думают, что всем бесплатным в школе они обязаны государству. Считают, что всё это они оплатили сами, внеся свою долю налогов».

По вере и здоровью

«Питание детей в школе тоже бесплатное. Оно включает горячее блюдо, салаты, молоко, йогурты и фрукты на перекусы. Еду можно выбрать в зависимости от религиозных убеждений (например, мусульмане – без свинины) или показаний здоровья ребёнка. Если ему запрещены какие‑то продукты, то его будут кормить по особому меню. Готовят централизованно, в специальном концерне, а потом доставляют продукты в школы, где кухонные рабочие всё разогревают. Дети в столовых не дежурят.

Питание организовано по принципу шведского стола: школьник берёт разнос, сам себя обслуживает, накладывая еду. Порции не ограничены – бери сколько хочешь. Но, по моим наблюдениям, едят не очень хорошо, и учителя убеждают съесть несколько кусочков, попробовать что‑то, чтобы совсем голодными не уходили».

Чтобы дошло

«Отбирать телефоны у финских школьников учителям нельзя, но и пользоваться ими на уроках запрещено. Если это нарушается, родителей ставят в известность, а школьника наказывают: оставляют в классе после уроков, где он просто сидит напротив учителя, ничего не делает определённое время – от 15 минут до часа, на усмотрение педагога. Предполагается, что в этот момент он должен подумать и осознать, что был неправ и так вести себя нельзя.

Если ученик не слушается, балуется, грубит, наказание будет повторяться изо дня в день, пока ему самому не надоест просиживать лишнее время. На мой взгляд, это прекрасно демонстрирует главный принцип финской педагогики: не ругать, не оскорблять, а методично, путём многократного повторения доводить до сознания, что быть нарушителем для тебя самого некомфортно. В сложных случаях работают психологи».

Учителя и учение

«До 6-го класса учитель один, так сказать, многофункциональный. Преподаёт он основные предметы – музыку (все начальные педагоги владеют музыкальным инструментом, а то и двумя-тремя), рисование, физкультуру. Если педагог в возрасте, он может попросить более молодых коллег вести физкультуру в его классе, а сам заменить их, например, на музыке. Такой вот профессиональный бартер. С 1-го класса, помимо финского языка, обязательно учат шведский и английский. С 3-го класса можно выбрать ещё один язык. Дочка, например, выбрала немецкий. Преподают языки на очень высоком уровне, чтобы к 9-му классу ребёнок мог свободно на каждом говорить. Если он нацелен на вуз, то английским должен владеть в совершенстве».

О душе и теле

«Есть предмет «психология семейной жизни». В младших классах акцент на нём делают в нравственно-гигиеническую сторону. Например, объясняют, что, когда люди любят другу друга, они женятся, должны помогать и заботиться о партнёре. Поскольку у них бывают физические контакты, нужно обязательно всегда быть чистым, мыться. К чистоте тела, кстати, приучают постоянно: нужно принять душ (он есть в каждой школе) после физкультуры, утром, вечером и так далее. На природоведении изучают строение человека.

Религиозные уроки тоже есть, но только по выбору родителей, в зависимости от взглядов и вероисповедания семьи: ислам, лютеранство, буддизм и так далее. Есть родители атеисты, в анкете они указывают, что не хотят, чтобы дети посещали такие уроки и участвовали в праздниках с религиозным подтекстом. Принуждать кого‑то запрещено».

Строго по списку

«Если ребёнок учится без эксцессов, родители педагогов не видят, всё общение идёт через школьный сайт. Если есть вопросы, пишешь учителю сообщение, договариваешься о встрече или обсуждаешь проблему письменно. Накануне контрольной работы педагог обязательно спросит у каждого родителя, задание какой сложности он может дать его ребёнку: самое сложное, среднее или простое. При этом нужно понимать, что оценены они будут соответственно.

Родительские собрания проводят очень редко, иногда вообще один раз – для родителей первоклассников. На нём сразу на шесть лет вперёд составляют очередь работы в родительском комитете для мам и пап каждого ребёнка. Очередь нашего папы, например, наступит в следующем году».

Долгая копилка

«Родительский актив класса открывает счёт в банке, куда все годы начальной школы собирают деньги. Окончив шесть классов, дети вместо выпускного поедут в хороший спортивный лагерь на два дня, что дорого (около 300 евро на человека), поэтому копят заранее. На это идут выручка от продажи поделок, выпечки (в основном родительской), сладостей на рождественской и других ярмарках, билетов на самодеятельные концерты, спортивные праздники. То есть вся внеклассная работа крутится вокруг вклада в эту копилку – такая вот мотивация.

В нашем классе учится 25 человек, и родители постановили, что на конец каждого года на счёт должно поступить около тысячи евро. Если получается меньше, мы вносим недостающую сумму из своих кошельков. Учителю тоже доступен этот счёт. К примеру, когда класс идёт в театр, он спрашивает, не против ли родители, если билет ребёнку оплатят со счёта. Обычно все согласны. Больше никто ни на что деньги не собирает».

Босые, умелые

«Сменная обувь в школе не нужна. При входе дети разуваются и ходят в носках. На полу лежит линолеум, всё чисто, сухо, за этим следят уборщицы. Даже в туалетах нет проблем с тем, чтобы намочить ноги. Раздевалки обычно устроены перед каждым кабинетом. Они у классов постоянные, у ребёнка есть свой стол с ящиками, где хранятся канцтовары, часть учебников. Но что‑то забирается домой, так что проблема тяжёлых портфелей у нас тоже существует.

Классы очень хорошо оборудованы, учебный процесс обеспечен пособиями от и до. К примеру, в музыкальном классе много разных инструментов (фактически для каждого ученика). Для уроков домоводства есть полноценные кухни, где стоит по несколько посудомоечных машин, печей, холодильников и так далее. Учат пользоваться ими дотошно, подетально и по многим направлениям. У меня старший ребёнок, например, умеет шить в технике «печворк», вязать, плести макраме, вышивать бисером, лепить из разных материалов, точить деревянные детали, лепить посуду из глины и много чего другого. Все продукты и материалы выделяет школа.

Учатся на домоводстве все вместе: и мальчики, и девочки. Их вообще разделяют только на уроках физкультуры в старшей школе.

Четыре раза в год школа арендует городской бассейн и вывозит на автобусах всех на уроки плавания. Также арендуют ледовый дворец. Если ребёнок не хочет заниматься, никто его не заставляет, но стараются объяснить, что это необходимо для его здоровья. Как правило, уговорами занимается помощник учителя, у которого есть начальное педобразование, чтобы сам педагог не отвлекался от урока из‑за проблемного ученика.

Слабым местом в школьной программе, на мой взгляд как бывшей советской ученицы, я бы назвала точные науки».

Платная послешкола

«По закону ученики 1–2-х классов не могут находиться дома после школы одни. Если родители работают, то забирают внуков бабушки, дедушки или няни. Также есть продлёнка. Она платная: если ребёнок остаётся в ней на три часа в день, это стоит 81 евро в месяц, на четыре часа – 103 евро, за пять часов (это максимум) нужно заплатить 124 евро.

Кроме учителей, продлёнку ведут специалисты частных фирм, других образовательных учреждений: спортшкол, художественных школ, церкви. По сути, это и присмотр, и профильный кружок».

За всё в ответе

«Главной ценностью финской школы я считаю то, что после неё люди абсолютно готовы к самостоятельной жизни и смогут отвечать за последствия своих поступков. Например, в магазине мои дети могут мне напомнить, что лучше взять бумажный пакет, а не полиэтиленовый. Они знают, что пластиковые бутылки собирают и сдают не для денег, а чтобы не навредить природе. Хорошо понимают, почему важно сортировать мусор. Никому из финнов не придёт в голову сломать в лесу ветку, оставить там мусор – это заслуга школы.

Ещё для меня важно, что дочь ходит в школу с огромным удовольствием. У неё нет страха перед учителями, она не знает, что такое унижение, подавление личности, ждёт встречи со своими друзьями. И у нас, родителей, нет стресса из‑за каких‑то учительских решений, недопонимания – всё обсуждается и очень гибко решается. Если речь идёт о доброжелательной школе, то финская, на мой взгляд, в этом настоящий эталон».

Источники:

http://iz.ru/909747/2019-08-13/riadom-s-finskoi-shkoloi-obnaruzhili-medvedia
http://topwar.ru/5982-finskim-volkam-ot-russkih-medvedey.html
http://howto-news.info/rossijskaya-uchitelnitsa-stala-rabotat-v-finskoj-shkole-i-otoropela/
http://m.fontanka.ru/2016/09/01/084/
http://tiina.livejournal.com/4848472.html
http://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/28546.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: