Научная экспедиция в Арктике проводит подсчет чаек

Научная экспедиция в Арктике проводит подсчет чаек

Завершится экспедиция в конце июля (Фото: Lukasz Glewicz/Unsplash)

Специалисты планируют установить размер популяции белой чайки в российской части Арктики в рамках экспедиции на островах в Карском море. Об этом сообщила руководитель экспедиции орнитолог Мария Гаврило, пишет ТАСС.

Ученые вылетают из Хатанги (Красноярский край), и на вертолетах реализуют свой план на островах в Карском море, где гнездится больше половины мировой популяции белой чайки. По словам Гаврило, членами экспедиции стали 6 экспертов. Предполагается, что они подсчитают птиц на островах архипелага Северная Земля и отдельных островах северо-востока Карского моря, включая острова Уединения, Ушакова и Известий ЦИК. Завершится экспедиция в конце июля, – пишет Лента.ру.

Орнитолог отметила, что подобная экспедиция проходит в рамках скоординированного учета, в котором участвуют все страны, где гнездится белая чайка: Дания, Норвегия, Канада и Россия.

Читайте также:

Как избавиться от грубости и раздражительности?

У меня очень грубый характер, я раздражительна и вспыльчива, могу нагрубить даже незнакомым людям, совсем не переношу замечаний и критики, сразу начинаю грубить. Я такая с детства, сколько себя помню. Я хочу измениться, что мне делать? С чего начать? ведь мусульманка должна быть скромной, ведь я позорю не только себя, но и всех мусульманок

Правда ли, что мусульманину нельзя носить брюки длиннее щиколоток?

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Существует три категории людей, на которых Аллах Всевышний в судный день не обратит внимания и не посмотрит на их лица. Им уготовано мучительное наказание. Это те, кто: из высокомерия носил длинную одежду, которая волочилась по земле; попрекал других, сделанным благом; и кто занимался торговлей, принося ложные клятвы»

Какова роль Пророка Исы (Иисуса) в исламском вероучении?

В представлениях большинства людей личность пророка Исы-Иисуса Христа прочно связывается с христианством, точно так же как пророк Мухаммад (мир ему и благословение) с исламом, Моисей с иудаизмом или Будда с буддизмом. Это достаточно поверхностное представление очень далекое от реальности.

Дуа, за которую обещан Рай

Согласно хадисам, эти люди войдут в Рай. Если человек прочитает это дуа в течение дня и умрет после этого, он будет из людей Джанната. И если он прочитает его ночью и умрет, он будет из людей Джаннат

Почему Всевышний забирает некоторых людей так рано?

Почему Всевышний Аллах лишает жизни молодых, нельзя ли чтобы они прожили долгую жизнь?

Аяты этой суры будут заступаться за человека, пока ему не простятся его грехи

Каждая сура Священного писания обладает множеством достоинств. Одной из таких сур является 67-я сура Корана – «Мульк». О достоинствах данной суры сказано в хадисах посланника Аллаха (мир ему):

Это тот самый человек, который плавал вокруг Каабы на знаменитом фото 77 лет назад

Али аль-Авади из Бахрейна прославился на весь мир, совершая обход вокруг Каабы необычным образом. 1941 году во время наводнения Кааба оказалось окружена водой и 12 летний мальчик решил совершить Таваф вплавь.

Сура Корана, которая поможет вам избавиться от переживаний и уныний

Это сура была ниспослана, чтобы вывести Пророка из тяжелых переживаний, уныния и сомнений к надежде, обновлению веры и уверенности, что Всевышний не покинул его. Следовательно, она может стать помощником и для остальных верующих.

© 2020 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”

Научная экспедиция в Арктике проводит подсчет чаек

Завершится экспедиция в конце июля (Фото: Lukasz Glewicz/Unsplash)

Специалисты планируют установить размер популяции белой чайки в российской части Арктики в рамках экспедиции на островах в Карском море. Об этом сообщила руководитель экспедиции орнитолог Мария Гаврило, пишет ТАСС.

Ученые вылетают из Хатанги (Красноярский край), и на вертолетах реализуют свой план на островах в Карском море, где гнездится больше половины мировой популяции белой чайки. По словам Гаврило, членами экспедиции стали 6 экспертов. Предполагается, что они подсчитают птиц на островах архипелага Северная Земля и отдельных островах северо-востока Карского моря, включая острова Уединения, Ушакова и Известий ЦИК. Завершится экспедиция в конце июля, – пишет Лента.ру.

Орнитолог отметила, что подобная экспедиция проходит в рамках скоординированного учета, в котором участвуют все страны, где гнездится белая чайка: Дания, Норвегия, Канада и Россия.

Читайте также:

У меня никак не ладится с мужем, думаю его приворожили. Что делать по исламу?

Я сейчас замужем, но у меня никак не ладится с мужем. Не знаю, что делать. От безысходного положения ушла от него. За него я была засватана, а ближе к свадьбе узнала, что у него есть другая женщина. Было обидно и больно это осознавать. Он просил, чтобы я его простила, и я его простила, вышла за него

Я христианка, хочу принять Ислам. Что мне даст Ислам?

Помогите советом, пожалуйста. Я христианка и очень запуталась в себе. По-моему, я совершила много грехов и веду неправильный образ жизни. Хочу кардинально изменить свою жизнь, можно сказать, начать всё с нуля. Думаю, что в этом мне поможет Ислам. А как считаете Вы?

Какие именно обязанности у джиннов?

У Имама Субки спросили: « Есть ли у джиннов свои законы? Или же то, что обязательно для людей, обязательно и для них? И если у них есть отдельные обязанности, почему мы о них не знаем? Почему Пророк (ﷺ), поясняющий про ангелов, которые не несут ответственности и не являются испытуемыми, и их поклонения, не рассказывал ничего про поклонения джиннов, которые являются испытуемыми?»

Следуем Сунне: 7 важных правил чтения Корана

Считается недопустимым чтение Корана лежа, либо закинув ногу на ногу. Чистота и опрятность в одежде – также признак уважительного отношения к Священному Писанию.

Таких фото внутри Каабы вы еще не видели

Фотографу Яссеру Ахмаду (Yasser Ahmad) невероятно повезло: ему удалось побывать внутри Каабы и сделать фото ее внутреннего убранства.

Какие имена и прозвища были у посланника Аллаха (мир ему)?

У пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) было несколько имен. Имя Мухаммад, упоминается в Коране, в суре Али Имран 3/144, аль-Ахзаб 33/40, Мухаммад 47/2, аль-Фатх 48/29. Кроме того, сорок седьмая сура Корана, так же названа именем посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).

5 дуа для тех, кто хочет жениться

Человек создан существовать в паре. Одиночество не естественно для человека. Аллах ниспослал самое прекрасное чувство любви, которые он помещает в сердца людей, чтобы они объединяли свои судьбы в единое и находили в друг друге успокоение. В этом величайшая всеобъемлющая милость Аллаха, который сделал большим счастьем и удовольствием этого мира союз двоих людей. Обретя однажды близкого и родного человека, мы стремимся, чтобы любовь и теплые отношения длились между нами бесконечно. Сохранение теплых отношения и понимания между супругами в руках Всевышнего Аллаха. Дуа, которые способствуют укреплению чувств и сохранению любви между супругами:

3 вида общения, которые незаметно разрушают ваш брак

Что случается с манерами и энтузиазмом в общении женатых людей со временем? Былая мягкость и особенность в разговорах исчезает только потому, что люди привыкли к друг другу. Тогда почему мы не разговариваем так с друзьями, которых знаем много лет? Разве наш супруг или супруга стали заслуживать меньшего уважения, энтузиазма и приверженности, хотя кто кроме тех, кого мы выбрали соратниками на всю жизнь, заслуживает этого больше всего?

© 2020 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”

Важнейшие экспедиции в период освоения Арктики с древнейших времен до XX века

В статье приведен краткий обзор основных арктических исследовательских экспедиций, которые, по мнению авторов, оказали наиболее значительное влияние на освоение и развитие северного региона нашей страны.

Ксенофонтова Дарья Андреевна – инженер ООО «Морстройтехнология»
Соколов Артемий Валерьевич – руководитель группы ООО «Морстройтехнология»

Первые шаги к освоению арктического региона стали предприниматься в XI-XVI веках жителями северных регионов Руси. Так, имеются сведения о путешествиях племен поморов к Новой Земле и архипелагу Шпицберген. В течении XI-XVI веков за полярным кругом сформировалась обжитая инфраструктура, образовались крупные по тем временам поселения и торговые центры. Примером может служить торговый город-порт Мангазея. [1]

По арктическим морям поморы передвигались на особых судах, сконструированных с учетом ледовой обстановки на замерзающих акваториях. Традиционным судном поморов являлся коч, по форме напоминавший ореховую скорлупу. Оказавшись во льду, это уникальное судно, благодаря своей форме, выдавливалось на поверхность и избегало серьезных повреждений. [2]

Позднее конструкцию поморских кочей использовали многие мореплаватели. Именно такую форму для своего «Фрама» выбрал Фритьоф Нансен. [3]

Рисунок 1 – Коч поморов

В 1525 русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал предположение о существовании Северного морского пути. К тому моменту было известно о плаваниях русских поморов вдоль северных побережий Руcи, но не было подтвержденной информации о возможности сквозного прохода.

Северный проход стремились найти не только русские исследователи. В 1553 году с этой целью из Лондона вышли три корабля. 2 из них под руководством Хью Уиллоби затерялись в тумане, дошли до Новой Земли, развернулись и встали на зимовку у Мурманского берега. Командир третьего судна – Ричард Ченслер успешно добрался до устья Северной Двины. В результате этой экспедиции между Русью и Англией был заключен торговый договор, в рамках которого Англия обладала монополией на торговлю с Россией. Монополия просуществовала до 1698 г. [4].

Голландцы также стремились наладить торговлю с Российским государством и освоить Северный морской путь. Основной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками Северного морского пути (СМП) в конце XVI века, являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших дорогу специй вдоль побережья Индии.

Интересны экспедиции 1565, и 1584 годов под предводительством Оливье Брюнеля. В 1565 году он прошел арктическими водами и, обогнув лапландское побережье, достиг устья Северной Двины. В 1577 или 1578 году под его руководством Ян фан де Балле привел первый голландский корабль к Никольскому монастырю. За ним уже легко нашли туда же путь и другие голландские корабли. От имени Строгановых Брюнель ездил в Голландию приглашать опытных моряков на построенные Строгановыми два морских корабля. С ними Брюнель должен был, обогнув Сибирь, проникнуть в Китай. Начатое в 1584 году плавание, однако, не удалось из-за льдов. [5]

Читать еще:  В Японии коровы стали похожи на зебр

В конце XVI века в поисках альтернативного морского прохода в Ост-Индию Виллем Баренц предпринял три экспедиции в арктические моря. Баренц верил в существование «свободного ото льда пути» через Ледовитый океан, полагая, что солнце в полярный день должно растопить весь лёд. В ходе своей третьей арктической экспедиции Виллем Баренц открыл архипелаг Шпицберген, в очередной раз достиг Новой Земли, но его судно оказалось затерто во льдах. Попытка добраться до Кольского полуострова на шлюпках, как и поиск СМП, завершились для В. Баренца неудачей. [6]

Рисунок 2 – маршруты экспедиций англичан и голландцев в XVI веке

Важное открытие было совершено в 1648 году экспедицией Семена Дежнева и Федота Попова. Мореплаватели впервые в истории прошли Берингов пролив и обогнули Чукотский полуостров. Экспедиция доказала, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями. Спустя столетие подтвердилось предположение Дмитрия Герасимова о существовании СМП. [7]

Однако сведения об этом открытии на европейской территории отсутствовали. Материалы походов Дежнёва остались в Якутском остроге, и звание первооткрывателя пролива между Евразией и Америкой досталось Ви́тусу Ионассену Берингу, именем которого впоследствии назвал этот пролив мореплаватель Джеймс Кук.

В течении XVIII века исследователи уточняли очертания берегов, наносили их на карты, проводили гидрографические измерения, наблюдали за ледовой обстановкой. Наиболее важными с точки зрения освоения Арктики были: Великая Северная экспедиция под предводительством Витуса Беринга, продлившаяся с 1733 по 1743 гг. и Первая Полярная Научная экспедиция, организованная по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова. Под руководством В.Я. Чичагова экспедиция несколько раз пыталась достигнуть Камчатки, но далее архипелага Шпицберген дойти не удалось. [8]

Следующим важным событием в изучении Арктики стала экспедиция шведа Нильса Норденшёльда в 1878-1879 гг. на китобойной шхуне «Вега». Судно было специально переоборудовано для хождения во льдах. Экспедиция впервые прошла по всему СМП с одной зимовкой и, обогнув Евразию, вернулась в Швецию. По результатам своей экспедиции Н. Норденшёльд опубликовал ряд монографий, часть из которых впоследствии была переведена на русский язык.

Не менее важной была экспедиция норвежца Фритьофа Нансена в 1893 году. Нансен предполагал существование морского течения от района Берингова пролива через полюс к берегам Гренландии. По его расчетам ледовые массы от Новосибирских островов до берегов Гренландии перемещаются за 700 суток. Целью экспедиции Ф. Нансен ставил подтвердить данное предположение, а также установить или опровергнуть наличие континента в районе Северного полюса.

После свободного плавания начался дрейф «Фрама», который продолжался более двух лет. За время дрейфа Нансен на основе своих вычислений понял, что экспедиция не достигнет Северного полюса, и предпринял героическую попытку санного похода к Северному полюсу. Часть экипажа судна осталась путешествовать во льдах без него. Спустя месяц Ф. Нансен и его напарник Я. Йохансен, не достигнув Северного полюса, повернули назад. Добравшись до Земли Франца-Иосифа обессиленные путешественники устроились на зимовку, где их подобрала Английская экспедиция и вернула в Норвегию. Спустя всего неделю «Фрам» также благополучно вернулся на родину. [9]

В ходе экспедиции Нансен и его команда проводили многочисленные климатические и гляциологические исследования. Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, и установила существование океанского глубоководного бассейна. Нансен с Йохансеном ближе всех на тот момент добрались до Северного полюса.Также было установлено, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. Дрейф «Фрама» соответствовал рассчитанной Нансеном траектории, более того, ледокол «Седов» спустя 40 лет дрейфовал почти по той же траектории, продолжительность дрейфа была схожа.

Рисунок 3 – маршруты экспедиций Н. Норденшёльда и Ф. Нансена

Методы передвижения и выживания во льдах, а также используемое Нансеном оборудование стали примером для последующих полярных экспедиций. Норвежец периодически консультировал исследователей из разных стран.Данные экспедиций Нансен изложил в своих многочисленных монографиях, некоторые из них были переведены на русский язык.

После шведов и норвежцев по трассе СМП прошли русские исследователи на шхуне «Заря» в 1900-1902 гг. Экспедицию возглавлял барон Э.В. Толль. После второй зимовки на острове Котельный Толль предпринял рискованную попытку добраться до острова Бенетта в поисках угольного месторождения. Дальнейшая судьба его не известна. Экспедиция вернулась без него.Во время экспедиции были произведены важнейшие исследования свойств льда и территорий на пути следования, выполнены картографические съемки. По результатам экспедиции её участник, А.В. Колчак, опубликовал книгу «Лёд Карского и Сибирского морей», где впервые подробно описал такие явления, как торосы и стамухи, их внешний вид, размеры, способы образования. В какой-то степени это стало началом изучения арктических льдов. [10]

Для обработки и анализа большого объема данных, полученных экспедицией, была создана специальная комиссия при академии наук, просуществовавшая до 1919 г.

Рисунок 4 – маршрут экспедиции Э.В. Толля

Без сомнения, важным этапом в освоении Арктики является создание по инициативе С.О. Макарова первого ледокольного судна «Ермак». Идея С.О. Макарова заключалась в том, что двигаться через льды нужно ломая их. Он выступал с соответствующими докладами под лозунгом: «К Северному полюсу – напролом!». В 1899-1901 были проведены первые экспедиции на ледокольном судне «Ермак». Северного полюса достичь не удалось, но были получены ценнейшие знания в области работы ледокола и сопротивления льда. Впервые были выполнены кинематографические съемки хода ледокола, которыми впоследствии пользовался А.Н. Крылов для определения усилий воздействующих на ледокол. [11, 12]

Следом за «Ермаком» в гидрографическую экспедицию отправились ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». План экспедиции был составлен при активном участии А.В. Колчака. Экспедицией был открыт архипелаг Северная Земля – самая северная точка континента и последнее масштабное открытие. Участники выполнили картографическую съемку восточного побережья архипелага и острова Врангеля. На последнем был поднят Российский флаг. До этого момента остров считался американским.

Рисунок 5 – Маршруты экспедиций первого ледокола «Ермак», ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»

В 1920 и 1921 годах образуются два научных института – ААНИИ и Плавморнин (Плавучий морской научно-исследовательский институт). В распоряжении Плавморнин были два ледокольных судна «Персей» и «Малыгин», которые провели более 80-ти плаваний в Арктику. В течение десяти лет на побережье Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных метеорологических станций, подробно изучено Баренцево море и прилегающие территории. В 1929 году институт был реорганизован и все дальнейшие арктические экспедиции проводились под руководством ААНИИ (арктического и антарктического научно-исследовательского института).

Одним из первых руководителей ААНИИ был О.Ю. Шмидт. Под его руководством была совершена в 1929 г экспедиция к Земле Франца Иосифа на ледоколе «Седов». Там Шмидт основал полярную геофизическую лабораторию. В ходе экспедиции следующего года было открыто множество островов в Баренцевом и Карском морях.

В 1932 году экспедиция под руководством Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в одну навигацию прошла весь СМП. Началось регулярное плавание вдоль берегов Сибири.

В 1933-1934 годах Шмидтом была проведена экспедиция на пароходе «Челюскин» с целью проверить возможность плавания по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. «Челюскин» прошел почти весь СМП, однако оказался затертым во льдах, не достигнув Берингова пролива, и затонул. Вся команда была спасена. Именно спасательная операция Челюскинцев, которой также руководил О. Шмидт, привела его к мысли использования самолетов для доставки экспедиций в Арктику. [13]

Так в 1937 г была организована экспедиция на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1». Главой дрейфующей станции СП-1 был И.Д. Папанин. В составе экспедиции были метеоролог, радист и океанограф. Станция проработала 9 месяцев, пройдя 2000 км. За это время были выполнены ценные наблюдения и измерения. За научные достижения четырем полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Рисунок 6 – маршруты экспедиций под руководством О.Ю. Шмидта

Освоение арктического воздушного пространства также внесло свой важный вклад в развитие Арктики. Первым Северный полюс по воздуху пересек Руаль Амундсен в 1926 г. на дирижабле «Норвегия». Затем последовали многочисленные авиарейсы российских летчиков. Авиация позволила доставлять исследователей почти в любое место Арктики, снабжать их необходимым оборудованием, припасами и оказывать своевременную помощь.

Развитие Арктики наглядно отражает рост мощности ледоколов. За 75 лет мощность ледокольного судна увеличилась более чем в 8 раз, паровые ледоколы сначала сменились дизель-электрическими, а затем атомными. Мощнейший (на то время) атомный ледокол Арктика в 1977 г. под руководством капитана Юрия Кучиева впервые в истории достиг вершины планеты – Северного полюса. За время похода ледокол преодолел примерно 1200 миль многолетнего льда.

Рисунок 7 – рост ледокольных мощностей

Сотрудники ААНИИ во время экспедиции собрали уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. Впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова. Эти приборы показали свою действенность и в течение нескольких лет были доработаны и широко внедрены. Была практически опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт. А также были предложены новые способы проводки караванов.

Благодаря описанным в статье экспедициям, а также множеству других полярных исследований, сегодня успешно осваиваются месторождения углеводородов на шельфе арктических морей, ведется активное судоходство по СМП, развивается инфраструктура северных регионов. Могли ли первооткрыватели представить себе такое? Наверное, нет. Но наша задача не менее важна, мы должны сохранить природу Арктики и не потерять грань между положительным действием прогресса и его разрушающей силой.

Читать еще:  Дрон помог избежать встречи с акулой

Список использованных источников

Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея, мангазейский морской ход. Ч. I. – Л., 1980.

Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX в./ М. И. Белов // История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. – М., 1956.

Кочина В. Кочи на Поморье / В. Кочина // Экспедиция (декабрь), 2004.

Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московского государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862.

Платонов, Сергей Федорович (1860-1933). Москва и Запад в XVI-XVII веках / Акад. С. Ф. Платонов. – Л.: Сеятель, 1925. – 150 с.

Блон Жорж. Великий час океанов… Полярные моря. – М.: Мысль, 1984. – 192 с. – Серия «Путешествия. Приключения. Поиск».

Белов М. И. Семён Дежнёв. / М. И. Белов. – М. 1955.

Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. – М.: Мысль, 1974. – 230 с.

Нансен Ф. В стране льда и ночи. Т. 1. / Фритьоф Нансен; пер. с норв. А. М. Филиппова. – СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1897. – 320 с.

Кузнецов Н. А. В поисках Земли Санникова. Полярные экспедиции Толля и Колчака. – М.: Paulsen, 2014. – 40 с.

Крылов А.Н. Мои воспоминания. – М.: изд-во АН СССР, 1963.

Островский Б. Г. Адмирал Макаров. – М.: Воениздат. – 1954. – 343 с.

Корякин В. С. Отто Шмидт. — М.: Вече, 2011. — 416 с.

В лед на целый год: в Арктике началась крупнейшая в истории полярная экспедиция

8 ноября 2019 1:01

Ученые из 19 стран, в том числе России, на ледоколе «Поларштерн» будут дрейфовать в Северном Ледовитом океане до осени 2020 года. Фото: instagram.com

Мы с вами готовимся к зиме – пуховики из шкафов достаем, теплые шарфики выбираем в магазине. И ежимся где-то в глубине души: опять на полгода холод и снег! А представьте, что чувствуют участники полярной экспедиции Mosaic. Они проведут целый год во льдах Арктики ! А это вам не московская зима с оттепелями и теплыми кафе на каждом шагу. Полярная ночь, реальная стужа, связь с большой землей – только изредка, с помощью других ледоколов.

В общем, надо очень сильно любить науку, чтобы отправиться в дрейф на ледоколе “Полярная звезда” (Polarstern). Хотя. ступить на борт этого ледокола – считай, уже войти в историю мировой науки. Экспедицию Mosaic называют крупнейшей в истории человечества. Ученые из 19 стран. Бюджет – 140 миллионов евро. Научное судно целый год будет дрейфовать по Северному Ледовитому океану, вмерзнув в лед.

Зачем все это нужно? Как организован уникальный проект? И какова в нем роль России ?

СПРАВКА “КП”

Mosaic – английская аббревиатура, расшифровывается как Междисциплинарная дрейфующая обсерватория для изучения климата Арктики (Multidisciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate).

ТТХ ЛЕДОКОЛА “ПОЛАРШТЕРН”

Построен в 1982 году в Германии .

Принадлежит Институту Альфреда Вегенера (Германия), порт приписки – Бремерхафен .

Прошел 1,7 миллиона морских миль в исследовательских экспедициях и как судно снабжения для полярных станций в Антарктиде .

Длина 118 метров, ширина 25 метров, осадка 11 метров.

Водоизмещение 17 277 тонн.

Скорость до 16 узлов (около 30 кмчас).

Способен ходить во льдах до 1,5 метра толщиной.

Автономность плавания 80 дней.

Экспедиция в цифрах.

КАК ОРГАНИЗОВАНА ЭКСПЕДИЦИЯ

Ледокол “ Поларштерн ” – главный герой проекта. Но один он не справится. Из Тромсе вместе с ним вышло российское научно-экспедиционное судно “Академик Федоров ” (см. “Роль России”).

Затем снабжение экспедиции будет вестись с помощью ледоколов и через заполярные аэропорты в Гренландии и на Шпицбергене . Первые рейсы сделает российский ледокол “Капитан Драницын ” в декабре 2019-го и в феврале 2020-от – в это время лёд ещё не такой мощный, судну под силу пробиться. В апреле новую партию топлива и еды доставит самолёт. Взлетно-посадочную полосу длиной 1100 метров построят на льду недалеко от “Поларштерна”. И тут бесценным будет опыт советских и российских дрейфующих полярных станций, признают организаторы экспедиции: их снабжали с помощью полярной авиации ещё с тридцатых годов прошлого века.

Если взлётно-посадочную полосу соорудить не выйдет, задействуют план Б: снабжение с помощью вертолетов. Топливная база для них устроена на острове Большевик в архипелаге Северная Земля.

Будущим летом к “Поларштерну” направятся уже шведский и китайский ледоколы.

Суда снабжения станут одновременно и исследовательскими – чтобы расширить географию наблюдений, сделать их более полными.

Раз в 2 – 3 месяца будут сменять друг друга ученые и члены экипажа (опять же на ледоколах и самолёте).

ЧТО И КАК ИЗУЧАЮТ

Изменения климата – главная “мишень” экспедиции Mosaic.

Почему именно в Арктике? Там глобальное потепление идет в 4,5 раза быстрее, чем в других регионах Земного шара (это данные Росгидромета ). Среднегодовая температура растет на 1,5 градуса каждое десятилетие, зимы же становятся теплее на 3 градуса за декаду.

Арктика влияет на погоду и климат средних широт. Всё, что происходит в Северном Ледовитом океане и в атмосфере над ним, аукается и нам с вами, а не только белым медведям.

Люди вроде бы были на макушке планеты сотни и тысячи раз. На ледоколах и подводных лодках, на самолетах и лыжах. Но, по-хорошему, ученые знают об Арктике очень мало. Особенно о зимней Арктике. Практически все исследовательские суда и экспедиции отправляются в Северный Ледовитый океан летом, когда часть акватории свободна ото льда, можно добраться до арктических архипелагов. “Поларштерн” же идет в самую полярную ночь, которая длится 150 дней.

Стартовала экспедиция на излете арктического лета, чтобы судно могло как можно дальше зайти по свободной воде и тонкому льду. И надёжно вмёрзнуть в лёд.

Обсерваторией экспедицию называют не случайно (см. “Справка “ КП ”). Ее задача – наблюдения и сбор данных. И делать это будут не только с борта ледокола. Вокруг него на льдинах разворачивается сеть наблюдательных станций, на расстоянии до 50 километров от судна. К дальним точкам станции ученые добираются на вертолетах (они постоянно находятся на борту “Поларштерна”), к ближним на снегоходах. Плюс везде проложен интернет-кабель для постоянной передачи данных.

Планируется участие двух немецких исследовательских самолетов Polar 5 и Polar 6.

Под лёд опускаются беспилотные аппараты. Чтобы не нарушать темноту полярной ночи, к которой привыкли животные и рыбы в Ледовитом океане, ученые стараются работать на льду при инфракрасном свете.

6 человек задействованы на “медвежьей вахте” – охраняют работающих на льду специалистов от нападения белых медведей. А на мачте “Поларштерна” установлен инфракрасный радар, чтоб засечь мишек издалека. Опасность вполне реальна, уверяют в Институте Альфреда Вегенера.

Изучают будут океан, лед, атмосферу, экосистемы Арктики. Результатом должен стать квантовый скачок в понимании климата не только Арктики, но и всей планеты.

«Медвежью вахту» несут 6 человек, а инфракрасный радар на мачте готов засечь мишек издалека. Хотя они и не прячутся! Фото: instagram.com

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Проект уникален, хотя советские полярники дрейфовали и дольше

Юрий Угрюмов, заместитель директора по экспедиционной деятельности Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ):

– Уникальность Mosaic не в том, что “Поларштерн” будет дрейфовать в течение года – подобные экспедиции уже были. В первую очередь это организованные ААНИИ советские и российские дрейфующие станции «Северный полюс» (1937 – 2013). Некоторые работали в Центральной Арктике значительно больше года. Проект Mosaic уникален масштабом запланированных работ и исследований, уровнем международной кооперации (участвуют представители 19 стран!), тщательно продуманной научной программой, которая разрабатывалась, обсуждалась, уточнялась почти десять лет. Конечно, всему этому помогает весьма солидный бюджет проекта – около 140 миллионов евро.

Очень важно, что все получаемые данные доступны всем участникам проекта, а с 1 января 2023 года будут открыты для всех желающих.

– В чем смысл всех этих сложностей и расходов? Для изучения климата Арктики вроде бы есть другие методы – спутники, например.

– Для понимания глобальных изменений климата и их последствий, для улучшения моделей климата и погоды и создания новых нам не хватает информации о процессах, которые протекают в Центральной Арктике – одном из самых труднодоступных регионов планеты. Постоянных наблюдений там не ведется.

Помимо научных результатов, для российских полярных исследователей важен сам опыт участия в такой экспедиции. На «Адмиралтейских верфях” в Санкт- Петербурге строится судно нового типа для исследований в высокоширотной Арктике – ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» (подробнее о ней – на сайте kp.ru). Оператором судна станет ААНИИ. Платформа будет заходить в лед и дрейфовать вместе с экипажем и учёными. Таким образом, славная история советских и российских дрейфующих станций получит продолжение на новой технологической основе.

РОЛЬ РОССИИ

1) На «Поларштерне» на первом этапе работают двое ученых ААНИИ – Николай Колабутин и Егор Шиманчук . В их задачи входят исследования морского льда и динамики ледяного покрова.

2) На борту научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», сопровождавшего “Поларштерн” в начале экспедиции, были российские ледовые эксперты – они дали рекомендации по подбору льдины для базового лагеря и точек наблюдательной сети. Велась авиаразведка на вертолетах. Установлены станции для наблюдений и буи-дрифтеры. На ледокол передано топливо и экспедиционный груз. 31 октября “Академик Фёдоров” вернулся в Тромсё.

3) Во время дрейфа ААНИИ будет обеспечивать экспедицию ледовыми картами, которые составляются в институте на основании спутниковых снимков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Врач рассказал, при каких морозах может остановиться сердце

На холоде у человека меняется густота крови и ее скорость. Из-за того, что кровь загустела от холода, может случиться закупорка сосудов тромбом (подробнее)

Метеорологи рассказали о возможных последствиях аномально теплой зимы

Читать еще:  Новосёлов борется с медведем видео

Столбики термометров этой зимой поднимутся выше нормы на четыре градуса (подробнее)

Врач рассказала, чем могут быть чреваты для человека температурные перепады

Медики дали свои рекомендации о том, как благополучно пережить межсезонье и какие проблемы могут возникнуть в это время (подробнее)

Грязнее, чем сиденье унитаза: в кухонных губках живет 362 опасных бактерии

Специалисты провели исследование кухонных губок, которое показало, чем они «опасны» для человека (подробнее)

Большая Арктическая Экспедиция Вылет

Ахтунг! Текста теперь чуть больше)

Чтобы ввести вас в курс дела расскажу, что наша экспедиция стартовала из Москвы и имела определенную нитку маршрута даже до выхода на старт.

Мы вылетали из аэропорта Жуковский на самолёте МЧС России в сторону городка Лонгйир, находящемся на архипелаге Шпицберген Норвегия > следующим был перелет на самолёте Ан-74 или Чебурашка (в моем варианте Аня) до российской дрейфующей станции Барнео (полярники отличаются юмором и поэтому станция названа практически в честь тропического острова Борнео) > завершающим перелётом была заброска на вертолете до точки старта. Полет обратно осуществлялся в обратном порядке без отклонений.

Расскажу же всё-таки что да как)
Вылет экспедиции планировался на понедельник 16 апреля. Всю неделю до этого мы собирали снаряжение, сани, упаковывали рационы и учились ставить палатку в огромных варежках. Так как иногда работы накапливалось много, то мы оставались (исключительно по собственной инициативе, чтобы никто ничего тут не подумал) на ночь. Все сборы проводились в одной из школ в Москве в спортивном зале, где мы и жили иногда.

16 апреля к дверям зала подъехал наш портер и мы, уже попрощавшись дома с родными, загрузили машину и загружались сами в автобус. Дорога до аэропорта составила 1,5 часа и немного отдавленных собой же ног)
По приезду в аэропорт вышла какая-то заминка и стало ясно, что что-то не так. Собрав для нас импровизированную планерку на газоне перед аэропортом наш руководитель Матвей Шпаро объявил, что у нас нет разрешения на посадку в аэропорту Шпицбергена и что надо ждать. Спустя 30 минут стало известно, что разрешение дали, но на станции Борнео обнаружена трещина на полосе и самолёт не сможет приземлиться, а предыдущий рейс долетел и развернулся. По этой причине очередь смещается и вылет переносят на утро следующего дня. Нас радостно вернули в
школу (ещё 1,5 часа езды и уставшие мы), где вновь остались на ночёвку, так как вылет был заново
запланирован на 10 часов утра 17 апреля. К сожалению и на следующий день мы не вылетели, но и не поехали в аэропорт, что не могло не радовать)
Вечером стало известно, что вылет будет отложен ещё раз на утро 18 апреля и в 6:30 нас будут ждать в школе для погрузки и отправления, а пока можно было разъехаться по домам, что мы благополучно и проделали. Следующем днём мы отправились в аэропорт, где нас ждала таможенная служба и море проблем. С момента, когда мы занесли наши сани в аэропорт и до момента, как нас пропустили к нашему самолёту прошло 6 часов и вылетели мы только к ночи, хотя на Шпицбергене это не было заметно, так как полярный день там такой же, как и в Арктике.
Так как мы летели самолётом МЧС, то такая свистопляска с вылетом была нормой.

По прилёту в Лонгйир нас поместили в ангар, куда стали вывозить все наше снаряжение и мы провели быструю смену нашей одежды с холодной домашней на одежду полярную, ибо температура уже была -12 и дул сильнейший ветер.

Примерно так хотелось одеться)

Сам Лонгйир выглядит жутко красиво и там потрясающие виды заснеженных гор, но сам аэропорт исключительно технический, как мне показалось. Основная зона с терминалами была недавно построена, но закрыта, а пассажиров кроме нас не было вообще.

Шпицберген – единственное место, где можно встретить знак, предупреждающий о возможной встречи с белым медведем. Медведей тут больше, чем жителей (серьезно, медведей 4,5 т, а людей около 3-х), а встретить человека на улице с карабином, как у нас с сигаретой, ни разу не удивительно. Ещё интересным фактом является то, что на Шпицбергене законом запрещено умирать и людей вывозят для этих целей (как и умирать,так и хоронить), так как с захоронением умерших есть приличные проблемы)

Чем удивителен наш следующий самолёт: этот самолёт имеет очень короткий разбег из-за своих форм. Он очень маленький, у него высокий хвост, он собран по модели Чебурашка (турбины находятся на крыле сверху). Интересно, что этот самолёт уже давно на службе Барнео и только он может доставлять пассажиров на станцию. Перед взлетом у него есть фаза, при которой он разгоняется и набирает стартовую скорость стоя на месте.

Перелет до станции занял 2,5 часа и уже ранним утром мы были со снаряжением в одной из палаток станции и ждали, когда наш маршрут занесут в базу и определят дрейф на данный момент для заброски. В этот момент нас сопровождали СМИ и большое количество материала снято во время нашей тренировки рядом со станцией. После тренировки и проверки снаряги мы направились на площадку взлета вертолетов и после долгих проводов от наших коллег с Барнео, мы вылетели. Я первый раз летал на вертолете и это бесподобно)

Интересный факт, что вертолеты ,летающие в арктических условиях, долгое время проверяют лёд и тестируют его не выключая двигателя, например зарываясь в лёд, раскачиваясь из стороны в сторону)
Таким был наш путь от школы в Москве до точки старта

Наука зовёт в Арктику

ЧТО ТАКОЕ АПУ?

«Арктический плавучий университет» — это инновационный проект САФУ, Росгидромета и Русского географического общества. Он создан для изучения природы Арктики, и подготовки научно-производственных кадров для региона. Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне первого ледового класса «Профессор Молчанов». На борту есть всё необходимое для научной деятельности экипажа: три лаборатории, помещения, адаптированные для проведения лекций и семинаров, оборудование для проведения метеорологических и океанографических измерений. В нашей стране аналог такого плавучего университета есть только во Владивостоке.

Ежегодно исследовательский корабль отправляется из порта Архангельска в экспедиции по территориям Белого, Баренцева и Карского морей. 375 студентов побывали на борту судна «Профессор Молчанов» за пять лет существования проекта, 35 из них — иностранные студенты. АПУ объединяет более 20 ведущих научно-образовательных учреждений России, Европы и Америки.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКТИКУ?

Какие ассоциации возникают с Арктикой? Холод, скромная природа, да зима круглый год. Казалось бы, зачем туда отправлять целую научную экспедицию, если там ничего нет, кроме снега и льда? На самом деле, флора и фауна Арктических зон не такая уж и скудная, как может показаться на первый взгляд. Да, лето здесь длится всего сорок дней, но какой чудесный мир успевает показать Арктика за такое короткое время. На этих территориях множество неизвестных видов растений, поэтому с каждой экспедицией расширяются гербарные фонды. В подтверждение этому стоит посмотреть учебный фильм медиа-центра САФУ «Арктический мост» «Природные зоны Арктики ».

На борт АПУ могут попасть представители самых различных специальностей. Студенты естественно-научных направлений изучают разнообразие биологических видов Арктических зон, технических — механизм работы судна «Профессор Молчанов», проводят метеорологические исследования, а студентам-гуманитариям будет интересно изучить историческое и культурное наследие архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, островов Вайгач и Колгуев.

Благодаря деятельности «Арктического плавучего университета» получают новые знания о состоянии окружающей среды Арктического региона, а также разрабатывают рекомендации по сохранению арктической экосистемы. Не каждый университет может похвастаться такой научной деятельностью, это доказывает уникальность и научную ценность проекта.

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ?

Участники экспедиции — это студенты и научные сотрудники, которые хотят повлиять на сохранение самобытности арктической среды и обеспечить устойчивое развитие региона для будущих поколений. Они проводят исследования в области ботаники, океанологии, метеорологии, гидрохимии, психологии, истории, археологии.

Анна Трофимова,
аспирантка 1 курса направления подготовки «Биологические науки»:

«В экспедиции была четыре раза. В 2012 году мой научный руководитель предложила поучаствовать, и я согласилась. Раньше занималась общественной деятельностью, а после участия в экспедициях серьёзно заинтересовалась наукой. Для меня наука — это занимательные книги, общение с интересными людьми, открытие чего-то нового. Она даёт возможность показать себя. Экспедиции „Арктического плавучего университета“ — это продолжение моей научной деятельности, так как занимаюсь изучением почв Арктики. Эти территории достаточно долго не исследовались, а в настоящее время арктическим зонам уделяют особое внимание».

Экспедиция длится в среднем около тридцати дней. Нужно быть готовым к суровому климату, возможным штормам и к тому, что стабильной связи, а тем более интернета, не будет. Зато будет компания интересных людей, объединённых жгучим интересом к изучению мира Арктики. Нужно действительно любить своё направление в науке и «болеть» им. Стать участником АПУ — это возможность получить бесценный опыт, шанс внести свой вклад в развитие Арктики. Он выпадает не каждому.

Критерии, которым должны соответствовать участники резервного фонда:

  • студент 2–4 курсов, магистрант или аспирант;
  • соответствие специальности задачам и направлениям экспедиционных работ;
  • отсутствие хронических заболеваний, препятствующих к нахождению в длительном рейсе;
  • владение английским языком на уровне Intermediate;
  • увлечение научной деятельностью по своему направлению исследований, наличие научных публикаций и выступлений в конференциях;
  • отсутствие академической задолженности;
  • наличие загранпаспорта;
  • наличие научного руководителя для согласования программы исследований.

Если чувствуешь, что для твоих научных открытий необходимо путешествие в Арктику, что не сможешь спать спокойно, не увидев её своими глазами, да еще и соответствуешь всем критериям, заполняй анкету участника резервного фонда «Арктический плавучий университет». Возможно, именно ты станешь следующим участником научной экспедиции АПУ.

Источники:

http://islam-today.ru/svetskie_novosti/ucenye-iz-rossii-podscitaut-caek-v-arktike/
http://islam-today.ru/svetskie_novosti/ucenye-iz-rossii-podscitaut-caek-v-arktike/
http://morproekt.ru/articles/nauchnye-stati/181-vazhnejshie-ekspeditsii-v-period-osvoeniya-arktiki-s-drevnejshikh-vremen-do-xx-veka
http://www.kp.ru/daily/27052/4118663/
http://pikabu.ru/story/bolshaya_arkticheskaya_yekspeditsiya_vyilet_5878344
http://arcticvector.narfu.ru/article/arctic/nauka-zovyet-v-arktiku/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: