Художественная роспись деревянного дома

Роспись деревянного дома

Вам никогда не хотелось взять в руки кисть и расписать деревянные скучные стены или потолок? Попробуйте, не бойтесь экспериментов

Роспись потолков, стен и мебели в загородном доме – интересный декоративный прием. Издавна наши предки украшали свои дома цветными росписями, которые добавляли уют, радовали глаз и создавали хорошее настроение. Природные мотивы в интерьере, объединяющие дом и сад, – модная сегодня тенденция.
Это реализация естественной потребности человека творить и черпать идеи из окружающей природы. Лучшее место для творчества, конечно, собственный дом.
В нем можно воплотить свои самые заветные мечты и позволить себе любые фантазии.
Где же взять вдохновение? Конечно, в природе. Уютный дом, цветущий сад, солнечная поляна и тенистый лес перетекают друг в друга, имеют свои границы и в то же время местами оказываются очень близки.
Чтобы выбрать тему для росписи, можно полистать альбомы известных пейзажистов, совершить путешествие, устроить поход по окрестностям и выбрать мотив, который захочется изобразить. Возможно, это будет цветущая фиалка в весенних, немного холодных, фиолетовых тонах, или ягоды боярышника или рябины в теплой красно-оранжевой осенней гамме. Иногда на росписи могут появиться птицы или даже животные, например белка, выглядывающая из-за бревна – балки на потолке.

На потолке в комнате может создаться целая история: дупло с совятами и мамой-совой или гнездо с синицами. конечно, такие сложные росписи легче выполнить профессиональному художнику, но можно выбрать и более простые цветочные мотивы и сделать роспись самостоятельно.

Советы от профессионального дизайнера по росписи собственного дома:
1. Определите сюжет росписи. Для начала рекомендуем взять цветочную тему и небольшую площадь росписи, например дверцу шкафа или полки. Найдите понравившееся изображение цветка. Можно воспользоваться ботанической иллюстрацией или повторить рисунок, доминирующий на шторах или обоях в комнате. Летом можно набрать букет из понравившихся цветов и рисовать с натуры.

2. Возьмите плотный лист бумаги и сделайте эскиз. Продумайте сюжет и композицию будущей росписи. прорисуйте ее достаточно детально, но допустима некоторая незавершенность.


3. Когда эскиз вам понравится, вырежете маленькими ножницами основные его детали, изготовив трафарет. Также можно купить готовые трафареты в магазинах для творчества, перевести эскиз через копирку или срисовать его.
4. Возьмите несколько тюбиков акриловой краски. Лучше брать сложные натуральные цвета. Для достижения приятных природных оттенков хорошо подходят сепия и охра. При смешении с зелеными оттенками они дают натуральный оттенок листвы и мха. Для ярких ягод подойдут красные, оранжевые оттенки и карминовый цвет.
5. Возьмите ненужную тарелку и средней величины губку для мытья посуды. На тарелку выдавите около 1–2 см краски из тюбика. Выгните губку мягкой стороной наверх и закрепите края прищепкой, для удобства в работе. Слегка намочите губку водой, а затем опустите в краску нужного цвета. Если краски на губке немного смешаются, это даже хорошо, цвет станет более сложным и красивым.


6. Наложите трафарет на поверхность, которую вы планируете расписать. Главное, чтобы на ней не было лака, так как не все краски хорошо ложатся на лакированную поверхность. Губкой проводите по трафарету. Можно вести губку плавными движениями сверху вниз или как бы промакивать губкой поверхность. Трафарет лучше закрепить по краям малярным скотчем, чтобы он не сдвигался.
7. Когда краска высохнет, уберите трафарет и дорисуйте тонкой кисточкой детали. Края у рисунка при трафаретной росписи обычно неровные, поэтому их нужно прорисовывать вручную, так же, как и мелкие детали: лепестки цве-тов и прожилки листьев.
8. При необходимости деревянную поверхность всегда можно сошкурить, сняв рисунок, и сделать новый орнамент.
9. Для стойкости можно покрыть поверхность бесцветным матовым лаком, когда роспись подсохнет. Но делать это не обязательно.

Если вы решили сделать роспись на потолке, нужно учесть следующие моменты:

1. Оцените размер потолка и собственные силы и настойчивость. В отличие от дверцы шкафа это достаточ-но большой объем, и роспись может за-нять несколько месяцев.
2. Учитывайте особенности работы на потолке. Мы привыкли, что рисунок находится на плоскости перед нами, поэтому, когда нужно рисовать на плоскости над нами, происходит путаница. С чего начать? Как будет восприни-маться рисунок снизу? Для облегчения работы лучше воспользоваться заранее заготовленным трафаретом.
Краски нужно брать немного и как бы растирать ее по поверхности, иначе возможно образование подтеков. Если подтек все-таки появился, его можно удалить слегка влажной кистью или небольшим кусочком неплотной ткани.

Удивительное искусство — роспись по дереву

Время чтения: 7 минут Нет времени?

Отправим материал вам на e-mail

Ценители настоящего ручного искусства не понаслышке знают, что такое роспись по дереву. Это удивительное искусство, которое известно с давних времен. Его стали практиковать как украшение различных предметов. В сегодняшней публикации мы обсудим, какие виды росписи существуют. Также в рамках статьи редакция HomeMyHome рассмотрит, как правильно украсить деревянные предметы.

С помощью росписи легко задекорировать кухонную утварь
ФОТО: domsireni.ru

Популярные виды росписи по дереву и их особенности

Существует много вариантов декора, которые используются для украшения деревянных деталей, предметов интерьера и других интересных вещиц. Но есть самые популярные варианты росписей, которые известны ещё с давних времён и не теряют свою популярность в настоящее время.

Главная особенность — это повторение узора
ФОТО: domsireni.ru

Гжель и городецкая роспись

Данный тип расписного декора появился в нижегородской области и изначально сумел заслужить внимание художников. Впервые данная роспись была представлена публике в XIX веке. Известно, что данный художественный мотив отличается сложностью рисунка. При этом, художники наносят его без предварительного эскиза.

Основными оттенками, которые создают фон, являются яркие тона красного и оранжевого. Также темперные краски могут накладываться на белый или кремовый фон. Как дополнение применяются оттенки зелёного, бордового, синего. В некоторых рисунках стараются применять чёрные тона, особенно, если художественные объекты занимают основное пространство на рисунке.

Мезенская роспись существенно отличается от остальных
ФОТО: domsireni.ru

Мезинская и петриковская росписи

Такой вариант оформления приемлем для росписи бытовых деревянных приспособлений, а также посуды. Такое декоративное украшение часто встречается на кухонных гарнитурах. Основными тонами, которые выступают для окрашивания, являются чёрный и красный. Приветствуется дробный узор и повторяющийся миниатюрный орнамент.

Главная особенность заключается в том, что роспись производится исключительно на чистое, предварительно непрогрунтованное дерево. Подобным способом издавна старались расписывать округлые предметы: шкатулки, бочонки, ручные мельницы. Эта традиция дошла и до нашего времени.

Искусство росписи дошло и до нашего времени
ФОТО: perunica.ru

Жостовское художество старались применять исключительно для подносов
ФОТО: perunica.ru

Жостовская роспись и хохлома

Хохлома считается уникальным произведением искусства. В ней используется два контрастных оттенка: чёрный и красный. В качестве дополнительных применяют золотистый или серебряный. На рисунках изображают различных птиц, животных, но чаще всего вырисовывают объёмную флористику.

Жостовская роспись исполняется на чёрном, синем или голубом фоне. Она предполагает исключительно цветочные мотивы. Краски для изображения применяют яркие, непохожие на настоящие. В качестве декора на подобных картинах может использоваться обрамление, вензеля и другие красивые орнаменты.

Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства
ФОТО: s-nezhnostyu.ru

Подготовка деревянной поверхности для росписи: важные моменты

С целью подготовить изделие к будущей росписи, необходимо выполнить несколько простых шагов. Самое главное, иметь под рукой необходимый инструмент и материал. Итак, для подготовительного этапа понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • чистая вода;
  • клеёнка;
  • кисть.

Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу
ФОТО: belvedor.com

Далее действуем следующим образом:

  1. Накрываем плёнкой стол или любую другую поверхность, на которой будем работать. Также для этой цели можно использовать старую ненужную ветошь.
  2. Счищаем шероховатости изделия. Для этого используем наждачку с абразивом №0. На тот случай, если шершавости больше, нужно взять шлифовальную бумагу покрупнее.
  3. Сметаем весь мусор. Смешиваем клей ПВА с водой в пропорциях 2:8, соответственно.
  4. Перемешиваем раствор, затем кистью наносим его на деревянную поверхность. Делаем это два раза, сначала горизонтально, затем вертикально.
  5. Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. Далее можно приступать к окрашиванию поверхности.

Клей вместе с водой создают защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево. Кроме того, покрытие вместе с лаком всегда будет оставаться ярким и новым.

Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения
ФОТО: xoxloma-nn.ru

Как перенести рисунок на деревянную поверхность

Настоящие художники предпочитают использоваться разные способы переноса эскизов на дерево. Наша редакция предлагает к рассмотрению самые основные техники, которые подойдут даже тем, кто совершенно ничего не смыслит в данном направлении.

Читать еще:  Солнечные часы своими руками из облицовочного кирпича и алюминия, инструкция

При помощи трафарета

Всё, что понадобится – это специально подготовленный трафарет с выбранным рисунком. Разумеется, его лучше приобрести в магазине, но можно и распечатать. Однако, чтобы бумага не размокла и не разорвалась во время переноса, потребуется выполнить срисовку на картон.

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию
ФОТО: pinterest.ie

Подготовленную поверхность укладываем на стол, проверяем, чтобы она не шаталась. Далее прикладываем трафарет и аккуратно, не надавливая, простым карандашом выводим эскиз. После этого, можно, не дожидаясь, начинать рисование красками.

Точечным способом

Точечная методика считается одной из самых сложных. В данном способе важно не упустить элементы, в противном случае, можно получить некорректный рисунок. Весь рисование осуществляется путём применения контуров. Помимо них ставятся точки разного диаметра. В результате, получается эффектный узор.

Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку
ФОТО: ekduncan.com

Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура
ФОТО: ekduncan.com

Если выбран рисунок, в котором, кроме точек, ничего нет, каждый элемент просто обводится по внешнему контуру, либо сразу приступают непосредственно к окрашиванию. Однако для таких целей лучше приобретать пластиковые или жесткие силиконовые заготовки для переноса.

Рисунок по эскизам

Чтобы реализовать такую тактику потребуется обязательно выполнить предварительный рисунок отдельно на бумаге. Те, кто создаёт его самостоятельно, а не печатает, смогут без труда перенести изображение сразу красками.

Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс
ФОТО: spainbay.ru

Кроме того, эскиз очень легко переносится через копирку. Важно только надёжно зафиксировать схематический рисунок и обвести его по контуру. Это необходимо, чтобы пятна и потёртости от чернил отсутствовали.

Как расписать деревянную заготовку своими руками разными красками

Для росписи тарелок, ложек, досок и других деревянных принадлежностей можно использовать профессиональные и любые домашние краски. Канцелярские предметы тоже придут на помощь в данных случаях.

На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров
ФОТО: art-sova.livejournal.com

Роспись акварелью: видео

Разрисовывать древесину можно с помощью акварельных красок. Но данный материал применяется больше в технике пейзажа. Создаются различные картины на спилах. Предлагаем вашему вниманию один из интересных вариантов в видеоуроке.

Рисунок гуашью

Роспись гуашью стараются использовать на любых деревянных плоскостях. Для начала основу подготавливают, затем дожидаются её высыхания и приступают к действию.

В результате, остаётся дождаться высыхания и выполнить финишную отделку доски с помощью прозрачного лака.

Роспись дерева масляными красками: особенности

Масляными красками стараются пользоваться те, кто уже в совершенстве владеет навыками выполнения росписи по дереву. Это один из лучших вариантов нанесения декора на любой вид древесины. При правильной обработке заготовки удаётся получить невероятно яркие рисунки на тёмных тонах.

Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков
ФОТО: grazy-gunner.livejournal.com

Главный минус данной техники в том, что масляная основа очень долго сохнет. Поэтому, чтобы закончить шедевр, потребуется неделя ожидания.

Роспись темперными красками: основы

Темперные краски отлично ложатся на поверхность и не растекаются даже в том случае, если рисование осуществляется по глянцевому покрытию. Главное условие при использовании данной техники — это наличие обрамления вокруг уже готового орнамента.

Темперные краски используются в иконописи
ФОТО: muzeon42.ru

Данное сырьё изготавливается на темперной основе, поэтому краски считаются самыми надёжными при проведении росписи на деревянной поверхности. Некоторые даже удачно наносят изображения на заранее не подготовленную древесину. Темперные краски отлично разбавляются водой, при этом их очень легко отмывать. Соответственно, есть возможность корректировать рисунок.

Анилиновые краски

Анилиновые краски одинаково подходят для росписи на дереве и тканях. Они устойчивы, не поддаются размыванию, не растекаются. Наносятся такие контуры с помощью мягких кисточек аккуратными мазками.

Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами
ФОТО: my-shop.ru

Для работы анилиновыми красками всегда выбирается дополнительный инструмент. В росписи таким способом отлично помогают стеклянные трубочки и палочки.

Идеи для росписи: фото интересных вариантов

Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.

Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках
ФОТО: handhobby.ru

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу
ФОТО: madeheart.com

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц
ФОТО: maxi-land.ru

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)
ФОТО: romantik.pro

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок
ФОТО: sam.mirtesen.ru

Уважаемые читатели нашего онлайн-журнала, задавайте вопросы, комментируйте и оценивайте публикацию. Возможно, у вас есть свой опыт в выполнении росписи одной из приведённых техник, мы будем рады узнать о нём.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

Как подготовить деревянное изделие к росписи и реставрации

Хочу поделиться с вами своими секретами подготовки деревянного изделия под роспись. Я расскажу, как обработать деревянную поверхность перед тем, как расписывать, чтобы впоследствии, после покрытия лаком изделие было гладенькое. Также вы здесь можете найти полезные советы, как отреставрировать старую, треснувшую деревянную поверхность.

1) деревянное изделие;

3) емкость с водой;

4) кисть (все равно какая);

5) наждачная бумага;

6) клеенка (можно и без нее).

Прежде, чем расписывать дерево, его нужно зачистить наждачной бумагой. Если оно довольно гладкое, то можно № 0.

Это то, что мне понадобится.

Зачищаю наждачной бумагой.

После того, как поверхность максимально гладкая делаем раствор. Нужно добавить в воду немного клея ПВА. В соотношении примерно 80% воды и 20% клея.

Нанести на изделие. Я наношу два слоя, чтобы не было пропусков. Один по горизонтали, второй по вертикали.

Это делается для того, чтобы поднять ворсу, потому что она все равно поднимется под влажными красками, но зачистить ее уже будет нельзя. А еще мы делаем прослойку между краской и деревом, так что со временем дерево не впитает в себя ни краску, ни лак. Дайте высохнуть изделию и зачистите наждачкой до максимальной гладкости. Можно расписывать.

Но бывает, что в изделии попадаются трещины от сучков, которые совсем не к месту. Я покажу, как их убрать на примере балалайки. Я взяла балалайку отреставрированную мастером, но кое-где были неровности и под краской они будут смотреться некрасиво.

Я делаю с балалайкой все то же самое, что выше описывала на примере дощечки.

После того, как я зачищала балалайку 1 у меня осталась от нее пыль. Это будет наша шпаклевка по дереву. Соберите пыль влажной кисточкой или мастихином.

Кисточкой можно собирать, если вам нужно совсем немного шпаклевки. Для большего количества шпаклевки быстрее собирать мастихином.

Насыпаю пыль в емкость с клеем.

Смешайте с ПВА. Воду не добавлять.

Должна получиться вот такая тягучая смесь.

Вот моя маленькая трещина, которую я собираюсь шпаклевать.

Я наношу мастихином нашу шпаклевку. Выравниваю и убираю лишнее. Даю высохнуть и зачищаю наждачной бумагой.

Вот, что получается.

Поверхность гладкая, а главное такая шпаклевка очень прочная.

Зашпаклеванное место будет видно, если не покрыть фоном. Можно на нем что-то нарисовать, если нужен фон дерева. Мне нужна желтоватая балалайка. Смешиваю краску напополам с ПВА.

Можно покрывать акриловыми красками. Я просто больше люблю гуашь. Привыкла к ней.

Покрываю фоном сначала по горизонтали, потом по вертикали. Или наоборот. Так все хорошо прокрашивается.

Изделие готово к росписи. На готовой балалайке изъянов нет.

А это уже расписанная балалайка. Надеюсь, что мои советы пригодятся вам. Творческого вдохновения!

Роспись стен деревянных домов и срубов в славянских традициях.

Если вы хотите оживить свой дом и сделать по-настоящему уникальным, то дизайнерская роспись по дереву просто создана для вас.

Вы ищете оригинальное дизайнерское решение для своего дома или квартиры? Декоративная роспись стен – то, что Вам нужно. Стандартные обои и обычные картины не создадут такого роскошного эффекта, какой производит даже небольшая настенная роспись.

Искусство росписи стен деревянных домов существует уже не один век и является одним из древних видов искусства. В наши дни оно не только живет, но и набирает популярность. В наш век высоких технологий натуральные материалы, такие как дерево, никогда не перестают быть популярными.

Читать еще:  Делаем из старой ванны мини пруд на даче

Многие владельцы деревянных загородных домов и дач, устали от банальной отделки стандартными материалами, ведь порой хочется сделать интерьер более оригинальным и самобытным. А обычные деревянные стены со временем способны нагонять тоску. На помощь можно позвать художника, который способен превратить загородный дом в роскошный и эффектный деревянный дворец.

Те, кто считают роспись стен по дереву неуместной и устаревшей, глубоко заблуждаются. Грамотный художник умеет расположить элементы художественной росписи так, чтобы она стала частью интерьера.

Роспись стен способна изменять пространство, растворять громоздкие деревянные конструкции и маскировать дефекты поверхности.

Правильная художественная работа создается с учетом особенностей помещения: освещения, размеров поверхности, преобладающих в интерьере цветов. И, конечно, пожеланий хозяина. Декорированный таким образом дом выглядит элегантно, индивидуально, утонченно.

Вас удивит способность художника работать с текстурой дерева, изящно подчеркивая ее. А роспись на потолке побудит ваших гостей поднять головы вверх для того, чтобы любоваться ей.

Не бойтесь, что результат вас разочарует. Любая роспись стен дома начинается на бумаге. Предварительно художник выполняет эскиз рисунка на большом листе картона. И только после того, как этот эскиз одобрен заказчиком, проект утверждается.

Уход за декоративной росписью прост. Ее выполняют стойкими красками, поэтому рисунок можно даже мыть. Конечно, подробнее об особенностях ухода за ней расскажет художник.

Выделяют несколько видов росписей стен :

Орнамент.

Ряд повторяющихся элементов, образующих цельный узор. Орнамент чаще всего подчеркивает отдельные архитектурные компоненты — бордюры, балки, наличники, плинтусы.

Панно.

Чаще всего это пейзажный рисунок, но он также может быть сказочным, фантастическим, историческим, библейским.

Трафарет.

Узор, нанесенный при помощи шаблона.

Энкаустика. Роспись горячим или холодным воском.

Стиль рисунка может быть разнообразным: использование древнерусских мотивов, абстракция, классический, хай-тек, современный стиль. Сундуки, лавки, комоды и любая деревянная мебель посредством художественной росписи может составить цельный дизайнерский интерьер-проект. Размещают рисунок как внутри помещения, так и снаружи.

Если вы хотите оживить свой дом и сделать по-настоящему уникальным, то дизайнерская роспись по дереву просто создана для вас.

Роспись срубов – уникальная услуга, воспользоваться которой может каждый наш клиент. В штате компании работает художник, который специализируется на росписи срубов, печей и каминов, полов, а также мебели.

Роспись стен помещения производится по предварительно утвержденному у вас индивидуальному эскизу, разработанному с учетом ваших пожеланий и общей стилистики дома.

Работы представленные в рубрике взяты из интернета в качестве примера. Наши художники разработают эскизы индивидуально под ваш интерьер и воплотят в жизнь.

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

Возможно, один из главных признаков, отличающих человека от животного — это непонятная потребность в совершении ненужных действий, в сотворении красоты и украшательстве своей ойкумены.

Древнейшие памятники мирового искусства показывают, что первобытный человек старался внести в мир свою личную гармонию, украшая стены пещер, одежду, высекая на камнях рисунки. И такая потребность будет с нами всегда, пока человечество не исчезнет.

Совершенно ничем в потребности творить красоту не отличался и русский человек.

К сожалению, время забрало практически все примеры народного искусства, а то, что осталось — сущая малость.

Некогда достаточно распространённая интерьерная роспись жилых домов сохранилась в единичных экземплярах, да и то, большей частью, в запасниках музеев. Во второй половине 20 века существовавшие комплексы таких росписей были либо закрашены и выброшены хозяевами за ненадобностью, либо вывезены «любителями старины» в частные коллекции.

Найти сейчас нетронутый дом, в котором на своём исконном месте стоит расписной голбец, двери и мебель — огромная удача. Вот такой дом, практически совершенно случайно, попался мне на глаза во время одной из поездок в Архангельскую область.

Но когда и как эта художественная традиция зародилась?

Да очень давно она зародилась, но надо понимать, что все сведения , которые дошли до наших дней, касаются исключительно описания различных княжеских и боярских хором. Так, историк Н.Костомаров, описывая жизнь русского народа в 16-17 веках, отмечал : «На фронтонах и на стенах около окон делались разные изображения: линейки, листья, травы, зубцы, птицы, звери, единороги, всадники на конях и прочие. В 17 веке начало входить во вкус расписывать потолки, а иногда и стены».

На какие сведения опирался Николай Иванович, так ярко живописуя русские дома, совершенно непонятно. Но домовые росписи, безусловно, существовали — в документах 17 века немало найдено упоминаний о «травниках» — бытовых живописцах, занимавшихся декоративной росписью по дереву и ткани.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, по словам Симеона Полоцкого, украшало « множество цветов живописанных и остро хитрым длатом изваянных». А чердачные окошки царского дворца в Кремле были щедро украшены «розными цветами красками снаружи с двух сторон».

В челобитной царю Алексею травник А.Тимофеев и иконописец Г. Иванов рекли о работах своих: «Церковь писали, и Оружейную палату писали, и на кормовом дворце доски прянижные писали, и кадки яищные травами писали, и столы травами писали ж, решетки, и шесты писали. И в церкви двери и тябла травами писали, и государю Царевичу доски прорезные писали, и болванцы шапошные травами писали, и на Воробьёвых горах трубы и печи писали и в Преображенском трубы и печи писали».

В тексте инструкции для бытовых живописцев 17 века прямым текстом перечисляются предметы, что подвергались росписям: «Аще много писма по дереву писати со всякими красками — всё яйцо с белком и желтком мешать. А писать: блюда, тарелки, ложки и стаканы, посошники, солонички, ящики, ларчики, зеркальные доски, рамы и столы, поднос и чашки и кровать или ино что и потом олифить, будет светло и хорошо».

Но то всё у бояр да царей, в крестьянском же доме допустить что-либо подобное будет сложно, и вот почему — оконное стекло в промышленных масштабах начало производиться в России только в конце 18 века, и лишь богатые крестьяне могли позволить себе иметь в доме одно косящатое окошко, в котором были вставлены стекло или слюда. Большинство же домов простолюдинов имело лишь волоковые окна и царил в них мрак.

Не было до первой половины 19 века и доступных пиленых досок, которыми можно было бы обшивать стены, а рисовать на ребристой закопчёной бревенчатой поверхности в голову бы никому не пришло.

Поэтому глупо фантазировать, что крестьянские росписи — тысячелетняя традиция, а вот узнать, какими годами датированы самые старые дома, имеющие их, интересно. На Северной Двине и на Урале зафиксированы два дома с самой простейшей росписью и оба они, по странному совпадению, построены в 1853 году. В Поважье дом 1856 года в Усть-Паденье имел рисунки. Два дома в Поонежье (Першлахта и Пачепельда), построенные в 1860 и 1867 году, соответственно, были украшены простейшей живописью.

Откуда же взялись эти рисунки и откуда перекочевали на стены жилищ? Дать точный ответ не представляется возможным, ибо украшенных предметов, окружавших крестьянина того времени было предостаточно: раскрашенная посуда и предметы быта, лубочные картинки, сундуки, коробья, миниатюры книг и рукописей, рекламная продукция различных товаров, ткани. Нельзя забывать и о щедро украшенных росписями предметах культа — это иконостасы, фрески, свечные столы, клиросы, «тощие свечи» и двери.

Живописных предметов русского крестьянина окружало много, а с появлением «белых» печей и корпусной мебели появились и плоскости, на которых можно рисовать. Оставалось дело за малым — найти мастера, который и рисовать умел, и краски имел. И такие люди, конечно, появились.

С изменением экономической модели ведения хозяйства с натурального на товарно-денежное огромные массы людей снялись с мест своего проживания и начали искать заработок в городах и других губерниях. Трудно понять почему, но нишу малярного ремесла прочно заняли выходцы из Костромской и Вятской губерний — ежегодно десятки тысяч человек оттуда разъезжались по всей стране и занимались покраской чего бы то ни было. Немало было среди них и тех, кто брался не только красить однотонно стены, но и украшать их рисунками и орнаментами. Разнося семена новой живописной моды, «отходники», конечно, плодили и подражателей, да порой таких, что на голову превосходили «учителей».

Невозможно сейчас точно сказать, дали ли костромские и вятские отходники толчок к появлению домовых росписей на Севере, или их появление было самостоятельным и просто пришло такое время, когда мода на домовые рисунки стала востребованной и зарождение — закономерным. Семена новой моды упали на щедро удобренную почву, ведь за столетия до этого момента Русский Север уже был крупнейшим производителем художественной, ювелирной, медеплавильной, иконописной и резной продукции.

Читать еще:  Когда сажать аквилегию при выращивании из семян, лучшие способы получения рассады, самые популярные сорта

Многие местные «маляры», безусловно, имели уровень много выше, чем у тех, кто приходил туда со своими кистями и красками. Тем не менее, пришлые художники «принесли на патриархальный Север новые художественные предложения, яркую раскраску, маховую кистевую роспись фасадов и интерьеров крестьянских домов» (Иванова Ю.Б. « Кистевые росписи по дереву Вологодской губ. второй пол. XIX — нач. XX веков»)

Было какое-то не совсем понятное разделение художественных ниш — мощная традиция росписей прялок и предметов быта существовала на Уфтюге, в Мокрой Едоме, на Северной Двине и Ваге, но в интерьерных росписях никакие черты местных художественных традиций практически не прослеживаются, а наоборот, всегда выполнены в свободно-кистевой технике «отходников». Достаточно много сохранилось подписей народных художников на мебели и голбцах, и почти всегда это имена вятичей и костромичей.

К концу 19 века популярность домовой росписи достигла своего пика:

«. любовь к узору чувствуется и по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка, — все, где только можно было красить» (И.Я. Билибин),

«…особую красоту избе придают высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами… яркая оригинальная раскраска по подзорам, охлупням, конькам, подкрылкам, ставням, наличникам… Ставни окон расписаны деревьями, травами, узорами, изредка фигурами животных. » (Ф.Н. Берг).

«Нигде в другом месте края мне не приходилось видеть столько народной росписи. Сказался малярный отхожий промысел. Опечек, голбец, посудник, филёнчатый шкафчик, люлька и т.д. нередко расписаны цветами, вазами с цветком и птичкой, львами и проч. В одной деревне имеется на воротах двора в четырёх клеймах любопытное изображение львов и коней, а на двери крыльца — фигура солдата с обнажённой шашкой. Надпись гласит: «Не ходи, зарублю!» (В.И. Смирнов).

Ходили отходники обычно небольшими артелями, берясь за любую работу по своей специальности. Чаще всего они занимались простой покраской домов, но получив заказ на роспись, брались конечно и за него. Так как мода дело довольно подражательное, то ареалы с домовой росписью существовали порой обособленно друг от друга. Какой-то хозяин побогаче тратился на маляра и вслед за ним его соседи начинали нанимать того же мастера, чтоб и их дом был не хуже чем у соседа. При этом население было довольно консервативно, и народный художник, получив и выполнив заказ, становился в той местности востребован.

Типичным примером подобного «модного художника» был вятич Иван Степанович Юркин, который десятилетиями приезжал на берега Уфтюги и получал там заказы. В итоге житель Вятской губернии Юркин стал законодателем вкусов у местных заказчиков, хотя на самой Уфтюге была очень богата собственная местная традиция росписи прялок и туесов.

Работали отходники быстро, брали за труд не так уж и много, но далеко не всякий крестьянин мог себе это позволить (сохранилась надпись на полатях в доме деревни Смолянка Кич-Городецкого района: «Сей дом принадлежит крестьянину Трофиму Васильевичу. крашен 1895 года июня 25 дня. цена 10 руб. 50 коп.». Примерно, это стоимость пуда сливочного масла, 350 яиц или 30 кило сахара).

У каждого маляра была своя манера и техника — кто-то работал вовсе без грунта, кто-то грунтовал, используя связующим мучной клей, кто-то рыбный, Почти всегда краски использовались масляные, олифу для которых варили прямо во дворе дома непосредственно перед применением. Пигменты были как покупные, так и местные — например, белую глину (каолин) использовали для белильных оживок.

Каждый мастер придерживался своего стиля, сюжета и цветового решения. Рисунки, как правило, выполнялись в технике свободного кистевого письма, что позволяло накладывать один слой краски на другой, используя как грубые мазки пастозного письма, так и лессировочного. Кроме кистей для нанесения краски использовали «грибы», штампы, дорабатывали форму мазка пальцем или подручным инструментом.

Уровень и качество работ очень разнилось — при поражающей наивности некоторых рисунков все они сделаны профи, просто одни из них были мастерами, ценящими своё имя, а другие простыми халтурщиками. Ох и популярны были в те досюльные времена частушки типа: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской. Пошёл Ванечка домой — тут и красочка долой!»

Тем не менее, не нужно думать, что смешных львов и кривые цветы малевали сами крестьяне — брались за это простые красильщики, которые талантов в себе не обнаруживали, а денежку срубить были не против. Простому домохозяину рисовать было банально нечем — красок в банках не продавали, их нужно было делать самостоятельно, да ещё и покупать дорогие пигменты. Поэтому и было так развито отходничество — ремесленники занимались своим профессиональным делом, используя цеховые знания и секреты.

Дом на фотографиях расписан в 1915 году. Мастер оставил подпись: «1915 красилъ Алексей Вас Гневашевъ». Был ли этот художник местным жителем или заезжим, не понятно. Фамилия Гневашев довольно распространена в соседних деревнях, но по бумагам переписи 1917 года такой человек не значится. То ли Первая Мировая и бурные события тех лет сорвали мужика с родного места, то ли действительно был он таки приезжим.

Техника его типична как раз для костромских отходников, к тому же более подобных рисунков в данной волости не сохранилось.

А может и сохранились. Но кто же пустит в свой дом или расскажет «заезжему», что у него голбец и шкаф-поставец расписан?!

Только сумасшедший. За рисунками этими давно идёт охота — стоят они ой дорого, а полностью сохранившийся интерьер и вовсе по нынешним временам огромная ценность.


Это крышка, что прикрывает лаз для кошки в подпечье

Роспись стен из дерева

Профессионально и небанально отделанные элементы интерьера с годами становятся ценными образцами тонкого ремесла, а потом и настоящим антиквариатом. Художественная роспись стен из дерева — яркий тому пример. Подходя к украшению стен в доме или квартире индивидуально, с позиций главенства вкуса и стремления к красоте, владелец делает выгодную инвестицию в будущее благополучие и качество своей жизни. Фасады мебели и настенные панели под рукой художника становятся уникальными предметами искусства, наслаждаться которыми можно каждый день.

Наша студия выполняет работы по декорированию помещений, создавая сложные, монументальные живописные панно, тонко расписывая поверхности в альфрейной технике, украшая комнаты лепниной и так далее. Мы выполняем золочение, украшаем рельефные детали и потолки, арки и своды. Наши специалисты работали в частных виллах и дворцах, участвовали в проекте воссоздания иконостаса в Соловецком монастыре и владеют сложными реставрационными приемами, традиционными и современными техниками. Мы занимаемся росписью панелей из дерева, стен, покрытых натуральным массивом, и гарантируем ее долговечность и оригинальность.

Художественная роспись по дереву в интерьере: уникальная работа от нашей студии

Дерево — особый материал, с которым владелец дома или квартиры нередко чувствует личную связь. Его используют в интерьере повсеместно: даже в холодный, минималистичный стиль дизайнеры привносят нотку натуральности с помощью панелей на стенах или потолках. Дерево с резьбой, украшенное живописными элементами — неизменная деталь пышных барочных дворцов и усадеб эпохи ампир. Мы поможем воссоздать атмосферу утонченной роскоши с помощью росписи деревянных потолков и стен. Наши художники выполняют:

  • Роспись деревянных панелей буазери — с растительными и цветочными орнаментами, медальонами или ритмичным геометричным узором;
  • роспись деревянных стен — она способна полностью поменять визуальное восприятие помещения, расширить его, сделать зрительно пропорциональнее, светлее, создать искусную иллюзию «перехода» глухой поверхности в созданный на ней живописный сад и так далее;
  • декорирование внутренних элементов — мы украсим мебель, двери из массива оригинальным рисунком или орнаментом по вкусу заказчика.

Проведя долгие часы за изучением профильной литературы и шедевров декоративно-прикладного искусства в музеях и дворцах по всему миру, наши художники смогли достичь невероятного уровня мастерства. Они выполняют отделку в классическом стиле, гармоничном и торжественном, помогут придать комнатам черты легкого, искристого рококо или строгого ар-деко. Мы используем первоклассные материалы, гарантируя долговечность изображений. Художественная роспись по дереву от нашей студии не боится неумолимого течения лет, чистки и мытья. Мы поможем сделать ваш дом утонченным, соответствующим вашему характеру и мироощущению.

Источники:

http://www.supersadovnik.ru/text/rospis-po-derevu-1006094
http://homemyhome.ru/rospis-po-derevu.html
http://www.livemaster.ru/topic/2068685-kak-podgotovit-derevyannoe-izdelie-k-rospisi-i-restavratsii
http://a-lazare.ru/blog/rospis_sten_doma/
http://www.perunica.ru/chistiy_ist/7297-interernye-rospisi-krestjanskih-domov-russkogo-severa.html
http://park-zodchy.com/stati/rospis-sten-iz-dereva

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: