Почему нельзя делать клумбы из шин

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности

Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.

Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.

Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.

Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.

Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.

Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.

Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору

Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.

Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.

Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.

В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.

Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.

В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.

Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах

Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.

Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.

О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:

Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

Судебная практика по вопросам размещения во дворах МКД объектов из автопокрышек противоречива: например, в 2015 году суд в Костроме запретил использование шин для благоустройства придомовой территории и постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.

А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.

Шины в ландшафтном дизайне: запретить нельзя использовать – где ставить запятую?

Клумбы из автомобильных покрышек — это хорошо или плохо? Одни садоводы не видят ничего дурного в этом материале и охотно мастерят из него цветочные клумбы, заборчики и всевозможные фигурки, другие выступают категорическими противниками такого дизайна.


Такой дизайн скоро может оказаться под запретом

В последние годы дискуссия вышла уже на законодательный уровень: в регионах поднимается вопрос о запрете на использование этого материала при благоустройстве городских территорий. Но и тут мнения разделились.

Запретить нельзя использовать

Где поставить запятую? Омские депутаты на прошлой неделе так и не смогли прийти к единому мнению. Минприроды настаивает на запрете, но городская администрация считает, что для такого решения нет соответствующей нормативной базы, а депутаты добавляют: ” Если это неопасно и можно их использовать, то давайте оставлять, потому что больше нам нечем облагораживать город, денег у нас столько нет“.

А вот, к примеру, в Иркутске правилами благоустройства территории города ” использование на территориях общественных пространств автомобильных покрышек в качестве клумб, цветников, декоративного ограждения и малых архитектурных форм” запрещено с апреля прошлого года, в Ростове — с 2016 года (с солидными штрафами за нарушение).


В некоторых регионах «благоустройство» с использованием шин уже вне закона

Есть и судебная практика: еще в декабре 2015 г. Ленинский районный суд г.Костромы удовлетворил иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора и обязал городскую администрацию организовать демонтаж, вывоз и утилизацию 63 шин, которые использовались «для благоустройства территории общего пользования», прилегающей к жилым домам.

А в чем вообще проблема?

Проблема в том, что автомобильные покрышки официально отнесены к опасным отходам, требующим особой технологии утилизации и переработки. То есть, речь не только об эстетике (которую противники поделок из шин считают сомнительной), но и об ущербе для окружающей среды.


Такая клумба опасна для окружающей среды

Правда, класс опасности у использованных покрышек невысокий — IV. Это малоопасные отходы, с низкой степенью негативного воздействия на окружающую среду. К тому же классу относят, например, строительный мусор, пластмассу и полиэтиленовую упаковку и т.д.

Отсюда и противоречивое отношение: сторонники запрета говорят, что шины опасны, противники отмечают, что опасность эта невелика. Кто прав? И что по этому поводу думаете вы?

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Клумбы и лебеди из старых покрышек запрещены. Куда теперь девать старые колёса

В России с 1 июля 2021 года официально запретили избавляться от старых автомобильных покрышек, закапывая их в землю. Также теперь нельзя сооружать из отслуживших свой век колёс ограждения на детских и спортивных площадках, делать клумбы и скульптуры на придомовой территории и дачах. Куда теперь девать старые покрышки и что будет, если возле вашего дома уже несколько лет красуются резиновые лебеди и другие объекты ЖЭК-арта, читайте в рубрике “Вопрос-ответ” на amic.ru.

Автомобильные шины считаются отходами III-IV класса опасности. При нагревании они выделяют вредные вещества, тяжёлые металлы и канцерогены в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Эксперты говорят, что всего за три года шины способны загрязнить почву в радиусе более 50 метров. И это при условии, что они будут просто лежать на земле. Между тем, срок их разложения превышает 130 лет.

Для людей наиболее опасны токсичные вещества и канцерогены, которые попадают в атмосферный воздух при нагревании на солнце. Покрышки выделяют бензапирен, формальдегид, амины и фенолы, частицы каучука и смолы. Всё это способно стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и онкологических заболеваний.

Если покрышки загорятся, класс опасности сразу повысится до первого. При этом степень загрязнения окружающей среды увеличивается в разы: при горении автомобильная резина выделяет ядовитые пары.

На первый раз вам вынесут предупреждение и разъяснят, что использование старых резиновых покрышек для украшения и оборудования дворов, улиц, территорий социальных объектов запрещено. Если вы не устраните это нарушение, вам, как собственнику земельного участка, выпишут штраф до двух тысяч рублей (ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ). Если “воз будет и ныне там” сумма штрафа составит уже три тысячи рублей, сообщает “РГ”.

Штраф юридическим лицам составит 100 000-250 000 рублей. Штраф для должностных лиц – от 2 000 до 30 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей от 2 000 до 50 000 рублей.

Если же случайно или намеренно произойдёт возгорание покрышек, и при этом погибнут животные или птицы, пострадает окружающая среда, вам грозит уже уголовная ответственность (ст. 250 УК РФ). Тут предусмотрен штраф до 80 000 рублей либо арест на срок до трёх месяцев.

После выхода закона о запрете применения старых резиновых колёс их, по идее, нужно убрать отовсюду, где они размещены. Но как пояснили amic.ru в пресс-службе администрации города Барнаула, во многом это будет зависеть от самих жильцов и управляющих компаний.

Самостоятельно утилизировать такие отходы в России запрещено. Ни закапывать, ни жечь их нельзя.

Выкидывать покрышки на контейнерную площадку во дворе тоже запрещено. В наше время установить личности автовладельцев, которые оставили такой “подарок” на помойке у дома, с помощью видеокамер стало значительно проще. ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителя к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Поэтому самый идеальный вариант – попытаться продать шины либо отдать их бесплатно. Некоторые автомобильные магазины готовы принять ваши покрышки при условии, что вы приобретёте у них новые и запишетесь на шиномонтаж. Некоторые магазины из этого списка готовы принять шины даже без дополнительных условия, но придется заплатить от 30 до 50 рублей за одну покрышку.

Старые шины от населения готовы бесплатно принять в ТПК “Экопром”. Для юридических лиц услуга по переработке бесплатная. Заказчик оплачивает только доставку до организации: 2,5 рубля за килограмм. Но, как пояснили amic.ru на предприятии, возможности оборудования позволяют переработать только шины без следов бетона, краски, земли. Только из “чистых” покрышек возможно последующее производство резиновой крошки. Так что все лебеди, детские машинки и разрисованные резиновые клумбы – мимо кассы.

Абсолютно любые шины (даже цветные и даже лебедей) готовы принять в компаниях, которые занимаются утилизацией таких отходов. Но все они работают только с юридическими лицами. Например, в “Эко-Партнёре” готовы уничтожить такие покрышки. За транспортировку по Барнаулу придётся заплатить 400 рублей. Утилизация одного килограмма резины обойдётся в 20 рублей. В “Регионтрейде” утилизируют один килограмм за 12 рублей, но отходы придётся везти в Волчиху.

Раньше отработанные покрышки принимали и на Алтайском шинном комбинате, но теперь такую услугу они не оказывают.

Как штрафуют за клумбы из старых покрышек на дачном участке

Пришла ещё беда – откуда не ждали! Шашлыки, навоз, мята, ромашки, грибы, ягоды, валежник . Теперь ещё вот и покрышки!

Пожалуй, каждый из нас встречал во дворах и на улицах как сельских поселений, так и в городах, старые автомобильные покрышки, приспособленные рачительными хозяевами для выполнения полезных функций. И самое распространенное применение изношенных колес — выполнение роли невысокой оградки или клумбы. Набитое землей колесо отлично справляется с функции небольшого цветника.

А автор этих строк наблюдал однажды, как гражданин соорудил из сотен и тысяч старых покрышек целый забор высотой метра полтора вокруг собственного земельного участка. Он складывал их как кирпичи, скреплял кусочками проволоки и засыпал песком…

На самом деле, абсолютно все, кто тем или иным образом приспосабливает старую автомобильную резину для хозяйственных нужд на личном клочке земли, с точки зрения отечественного закона — нарушители, и буквально «ходят под статьей» КоАП РФ.

Оказывается, что по ГОСТ 12.1.007—76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, введенный в действие приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам IV класса опасности.

То есть к тем, что разлагаются в течении трех лет. Для справки, к тому же классу, что и резина, отнесены еще и древесная кора (получающаяся при лесопереработке), и детские «памперсы». Это к вопросу адекватности «специалистов», занимающихся в нашей стране природоохраной: ведь кора действительно сгнивает года за три, а подгузники не разлагаются чуть ли не тысячелетиями.

Как бы то ни было, а отходы IV класса (в том числе и наши колеса) гражданам запрещается утилизировать самостоятельно. Их следует сдавать в специализированные пункты приема для переработки. Закапывание старых покрышек в землю, пусть и на собственном участке с прозрачными «народнохозяйственными» целями, правильной утилизацией с точки зрения закона назвать сложно.

А поэтому, согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП, для гражданина-дачника, допустившего такое вопиющее нарушение природоохранного законодательства, предусмотрен штраф в 1000—2000 рублей. За повторный проступок (если не выкопал колеса из собственной земли в течение года) — уже 2000—3000 рублей взыскания. Достаточно инспектору Роспотребнадзора узреть сквозь забор вокруг чьих-то «шести соток» вкопанные в землю покрышки и все — можно оформлять постановление о штрафе на собственника земельного участка!

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: