Чем вредны клумбы из шин

Опасные клумбы: экологи рекомендуют отказываться от дворового декора из покрышек

Автомобильные покрышки – самый популярный элемент дворового благоустройства еще с советских времен. Умельцы вырезают из них лебедей и медведей, а менее талантливые люди просто красят яркой краской и превращают в клумбы. Такой способ облагородить территорию, к сожалению, хорош только одним – своей доступностью. В остальном ни эстетики, ни красоты, ни пользы для окружающей среды подобный «ЖКХ-арт» не приносит.

Старые автопокрышки еще с советских времен используются во дворах в качестве ограждений от проезда автомобилей, в качестве клумб, а также для благоустройства детских и спортивных площадок. Это доступно, бесплатно и не требует никаких навыков для установки. В результате многие дворы буквально завалены разномастными шинами, покрашенными или вырезанными с разной степенью привлекательности.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786, отработанные и потерявшие свойства автомобильные покрышки относятся к отходам 4-го класса опасности, так как являются пожароопасными, а их использование в целях благоустройства не рекомендовано. В некоторых муниципальных районах Приморья, например, в Арсеньеве, делать клумбы из автомобильных шин и вовсе запрещено местными властями именно по этой причине.

Четвертый класс экологической опасности – это мало опасные вещества с низкой степенью вредного воздействия опасных отходов на окружающую среду. Эти вещества приводят к определенным нарушениям экологической системы, но при удалении вредного вещества среда способна восстановиться в течение нескольких лет. К этому классу опасности относятся сульфаты, хлориды, алюминий, метан, аммиак, этанол и другие вещества. Кроме того, ими же считаются остатки строительного мусора, уличный и дорожный мусор, отходы битума и асфальта, обломки мебели, упаковки, остатки пищи, осколки стекла, опилки, отходы пуха и перьев, перепревший навоз и помет птицы, отработанный загрязненный уголь.

«Автомобильные покрышки могут разлагаться 35-40 лет, – объяснил начальник отдела экологической безопасности администрации Владивостока Сергей Козлов. – При разложении они, конечно, выделяют вредные вещества, и определенная степень опасности от их использования есть. Любые предметы при ненадлежащем хранении становятся опасными. В развитых странах автошины в качестве элемента благоустройства уже давно не применяются. И у нас, например, жители новостроек тоже не облагораживают территорию таким образом. Шины используют во дворах старых домов, причем чаще всего – для предотвращения заезда автомобилей на клумбы и газоны. Такое решение часто принимается от безысходности, но однозначно при благоустройстве территории лучше от шин избавляться».

Многие жители действительно стремятся защитить свои клумбы от наглых водителей: практика парковки на любом свободном клочке земли стала, к сожалению, слишком распространенной. Специалисты же в этом случае советуют использовать не автомобильные шины, тем более что они все равно не всегда помогают.

«Лучше использовать обычные природные камни, валуны, – говорит Сергей Козлов. – Они выглядят эстетичнее и оригинальнее. К тому же достаточно большой камень тяжело переехать, в отличие от той же шины. Автомобилей повышенной проходимости, которые могут легко переехать покрышку, у нас в городе довольно много».

В качестве альтернативы покрышкам экологи советуют использовать природные материалы – выкорчеванные пни, крупные палки, плетень из веток или даже отслужившую деревянную мебель.

А автомобильные шины лучше все-таки утилизировать. В рамках городского экологического проекта «Свалкам нет» отслужившие покрышки принимают для отправки на переработку в шиномонтажных мастерских (адреса лицензированных пунктов приема). Также компании, занимающиеся вывозом и утилизацией шин, можно найти на FarPost.

Покрышками вымощена дорога в ад

Вы когда-нибудь задумывались о том, может ли покрышка, в которой ваша пожилая соседка по подъезду каждую весну высаживает цветочки, вас уничтожить? Не отравляют ли старые покрышки, вкопанные по периметру детского сада, ваших детей, скачущих по ним каждый день? Что, если изящный покрышечный лебедь, которого вырезал у себя в гараже дядя Вася и воткнул в палисадник, – это лебедь-убийца?

В России отработанные автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к 4-му классу опасности (наряду, например, с бетонной пылью или конским навозом). Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее 3-х лет.

В 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам 2-го класса опасности (высокоопасные) по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к 3 классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду непосредственно при использовании покрышек (в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие) и при их сжигании. Однако даже в “спокойном” состоянии покрышка может выделять около 100 химических веществ.

Наиболее опасные из них – бензапирен (канцероген), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества).

Проблема только в том, что почти невозможно определить, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или 20 покрышек во дворе, а также оценить эффект, который они оказывают на людей. Подобных исследований, кажется, ещё никто не проводил.

Тем не менее, власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. В ряде регионов, например в Ярославской (как ни странно), Владимирской, Ростовской, Костромской областях борьба со старыми покрышками и их производными во дворах ведётся с переменным успехом. Во многих других субъектах об этом ещё не задумывались.

Комитет по охране окружающей среды Ростова-на-Дону (2016 г.):

“В последнее время на территории города, в том числе на детских игровых площадках широко применяются населением отработавшие шины и автомобильные покрышки в качестве поребриков для деревьев и кустарников, оформления цветочных клумб, которые относятся к 4 классу опасности согласно классификатору отходов производства и потребления.

При этом в атмосферу могут выделяться вредные вещества, такие как полиароматические углеводороды и канцерогены. Во время дождей и осадков происходит вымывание токсичных химических соединений в грунт и почву”.

Администрация Ленинского района Владимира (2017 г.):

“Отслужившие и выброшенные покрышки разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами.

При высокой температуре воздуха так же происходит выделение высокотоксичных соединений. По этой причине крайне не рекомендуется размещать покрышки на детских площадках.

Основным законом природы является закон о кругообороте веществ: вредоносные вещества продолжат мигрировать.

Убедительно просим не использовать дополнительные покрышки для создания новых клумб и цветников, а также самостоятельно утилизировать их в специализированных организациях, занимающихся данным видом работ”.

Главный эколог Владимира Сергей Сухопаров:

“Повторное использование, а тем более вкапывание в землю в учреждениях, где занимаются дети, и во дворах домов, может быть опасным, ведь вместо положенного срока службы они будут выделять опасные вещества намного дольше.

Автомобильные отработанные шины являются отходами четвёртого класса опасности. Вреднейшие химические вещества, многие из которых являются сильными канцерогенами, ядовитые пары, которые они выделяют – тяжелее воздуха, они оседают на земле, детских горках, скамейках. То есть там, где возятся дети”.

Превращение покрышек в спортивные снаряды, клумбы и лебедей также противоречит федеральному закону “Об отходах производства и потребления”:

“Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”.

Ядовитая красота: чем опасны украшения и клумбы из шин в наших дворах

Во дворах красота – да, увы, ядовита

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье», – утверждал выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне. Вряд ли кто из нас будет с ним спорить. Однако в жизни нередко возникают моменты, когда в погоне за разными красотами люди забывают о скрытом вреде «золота». Пример из нашего бытия редакции сообщила председатель домового комитета из пгт Приморского, в прошлом мичман Военно-Морского флота, Елена Божко.

Раскрашенные шины, вероятно, украсили детские площадки, но сделали их опасными для здоровья.

– На меня могут обидеться крымчане, пускающие в дело отработанные автомобильные покрышки, изготавливая из них вазоны для цветов, лебедей и прочее, но все-таки выскажу свое мнение, – говорит Елена Алексеевна. – О красоте не стану спорить, ведь известно, что на вкус и цвет товарищей нет. Но вреда такие изделия приносят немало. Недавно я прочитала интервью ученого химика Валерия Чарушина, и была поражена его данными. К примеру, по статистике, у нас в России сейчас оборот шин составляет почти миллион тонн в год. При их изготовлении для ускорения процесса вулканизации добавляют полимеры и другие химические компоненты. Когда шины износятся и выбывают из эксплуатации, начинается процесс их разложения, который длится почти сто лет, причем в указанное время идет выделение в атмосферу вредных веществ. А моя соседка болеет астмой, и ей не добавляют здоровья лежащие под балконом цветники-покрышки…

По просьбе автора ситуацию комментирует председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии “Зелёные” Татьяна Бобра:

– Тема весьма актуальная. В связи с тем, что за последние 5-6 лет количество автомобилей в Крыму увеличилось более чем в 4,5 раза, намного больше стало и отработанных шин. К сожалению, их в основном увозят на полигоны ТКО и оставляют вместе с другими отходами. Экологические риски при этом достаточно велики, так как на свалках эти покрышки часто становятся источником самовозгораний, выделяя в атмосферный воздух вредные вещества диоксины, углеводороды, соединения тяжелых металлов, угарный газ и пр. В этом плане удивляет стремление некоторых «активистов» использовать шины для «облагораживания» городских общественных пространств, придомовых территорий. Эстетическая ценность при этом весьма сомнительна, зато экологический вред очевиден. Находясь постоянно на открытом воздухе под воздействием прямых солнечных лучей, часто в условиях довольно контрастных смен температур, резина начинает разрушаться механически, расслаиваясь и образуя мелкие частицы. Печально то, что они нередко попадают и накапливаются в песочницах на детских площадках, угрожая здоровью ребят

Председатель Крымского регионального отделения, член ЦС партии “Зелёные” Татьяна Бобра.

Далее Татьяна Валентиновна предлагает: экономически гораздо эффективнее отработанные покрышки использовать для нового производства. Старые шины должны рассматриваться лишь как вторсырье и подвергаться переработке с целью изготовления новых колес. Кроме того, на основе полученного из отработанных покрышек материала можно производить сопутствующие резиновые товары для транспорта, в качестве добавок в автодорожные покрытия.

Возникает вопрос, как оценивают ситуацию российские власти? Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему, и не могут быть размещены на придомовых территориях. При нагревании шин вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний. Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку, превращая ее во вторичное сырьё.

Несмотря на четко обозначенные российскими законодателями меры, вопросы о ликвидации объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, до настоящего времени остаются открытыми. Убирать их или нет, управляющие компании чаще всего решают в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.

Еще один ответ на мой запрос пришел из Министерства экологии и природных ресурсов Крыма. Вот что сообщает Заместитель министра названного ведомства Ю.В. Бобарева:

«В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) накоплением отходов является их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно ст. 13.4. Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в специаотнол отведенных местах (на площадках), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. По истечении одиннадцати месяцев отходы должны быть переданы согласно договору специализированной организации, имеющей лицензию. Ответственность за сбор, накопление и учет отходов несут хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются данные виды отходов.

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности», эта деятельность осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 1 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление), утвержденного приказом от 27.08.2019 № 476, Южное межрегиональное управление является территориальным органом, осуществляющим отдельные функции по надзору в сфере природопользования на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и города Севастополя.

По имеющейся в Минприроды Крыма информации, прием отработанных шин с целью дальнейшей утилизации осуществляют следующие субъекты хозяйствования: ООО «РабберЭкоСервис» (г. Евпатория, Черноморское шоссе, 24); ООО «Экосервисгрупп» (г. Симферополь, ул. Балаклавская, 68); ООО «Песок» (г. Евпатория, ул. Ленина, 42/19); ООО «Аластар» (Сакский район, с. Червоное, ул. Северная, 1Б); ООО «Фирма Вагант-2» (г. Ялта, ул. Дарсановская промзона, северная сторона); ООО «Агентство «Ртутная безопасность» (г. Симферополь, 9 км Московского шоссе); ООО «Крым-Экогидротех» (г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 159); ООО «Грин-Крым» (г. Симферополь, ул. Севастопольская, 31 А).

Пожалуй, комментарий здесь не нужен. Хочу в заключение порадовать противников размещения резиновых изделий во дворах пгт Приморского: руководители МУП «Приморский» поддержали автора письма в редакцию Е.А. Божко. Жителям, «украсившим» придомовые территории отработанными шинами, сообщена информация о том, что они нарушили законы РФ и должны добровольно убрать вредные изделия. В противном случае к ним будут приняты административные меры воздействия. Последует ли этому примеру администрация Феодосии и остальных регионов Крыма?

Штраф за покрышки в 2021 году

Закон на запрет использования автомобильных покрышек

В 2021 году в России вышел закон о запрете сажать цветы в шинах от колес, делать цветочники в резиновых колесах. Запрет на использование автошин на приусадебном и земельном участке действует для всех без исключения граждан РФ, для физических и юридических лиц.

С 2021 года в России запретили использовать автомобильные покрышки на газонах для создания различных скульптур и ограждений, также теперь нельзя делать из старых шин укрепления для берега, ограждения для клумб и автомобильных стоянок, парковок, создания их них спортивных тренажеров и детских аттракционов на детских площадках. Штраф за нарушения закона составляет до 250 тыс. руб.

Какой штраф за клумбы из покрышек во дворе, на приусадебном и дачном участке в 2021 году

В России вводится административная ответственность за создание клумб для цветов, кустов и деревьев во дворе, на даче и земельном участке из использованных автопокрышек. Теперь любители резиновых клумб получат наказание в размере от 1000 рублей до 2000 рублей, а управляющая компания, которая допустила их размещение, сама разместила или не убрала во время – от 100 до 250 тыс. рублей.

Уже ни один год Министерство экологии заявляла об огромном вреде природе, которые причиняют автомобильные шины. Однако только с 2021 года был принят закон на запрет использования автомобильных покрышек. Часть 1 статьи 8.2 КоАП запрещает использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, садов, улиц и т.д., и вводит административное наказание для физических и юридических лиц – штраф. А именно:

  1. Собственники земельных участков, которые из покрышек сделали клумбы и не только будут выплачивать штраф до 2000 рублей.
  2. В случае повторного нарушение, а также если не устранено предыдущее — штраф 3000 рублей
  3. Юридические лица платят больше всех, их штрафуют на 100 000 — 250 000 рублей.

Те, кто раньше был недоволен такими украшениями теперь счастлив и бьет в ладоши от счастья. Теперь все эти самоделки придётся разбирать и утилизировать.

Внимание! Надо иметь в виду, что резиновые покрышки нельзя выкидывать на мусорную свалку, их нужно сдавать в специальные пункты, которые занимаются утилизацией. Как правило, старые шины принимают в шиномонтажках, однако эта услуга не бесплатная. Цена за утилизацию старых шин составляет от 50 рублей за штуку.

Почему в России запретили благоустраивать дворы автомобильными покрышками

Запрет на колеса на дачах, во дворах под клумбы является жизненно необходимым. Автомобильные шины являются к опасным отходам из-за содержания в них различных канцерогенов, у которых срок разложения до 130 лет. Но помимо содержания вредных для экологии и здоровья людей веществ, они выделяют токсичный запах и легко воспламеняются. Старые покрышки пожаро опасны!

Если внимательно почитать 12 раздел ГОСТа «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», то становится ясно, что автомобильные шины являются отходами 4 класса опасности. К 4 классу опасности относятся все вещества, которые имеют вредное и необратимое влияние на экосистему. Также надо знать, что при солнцепеке в сильную жару или возгорании степень загрязнения автошинами окружающей среды увеличивается в разы: при горении автомобильная резина выделяет ядовитые пары.

Чиновники из Министерства природы и экологии РФ считают, что автомобильная резина, которая была уже использована очень длительное время, недопустима даже в декоративных целях. Удивительно, что многие об этом знают, но в России автошины применяют для украшения клумб во дворах и садах, огородов и дачных участков, а также строят из них спортивные снаряды. Также есть опасность, что дети могут удариться о колесо и пораниться.

Заставят ли убирать колеса во дворах

После выхода закона о запрете применения старых резиновых колес, придется их убирать отовсюду, где они размещены. Правоохранительные обязаны заставить Вас убрать колеса во дворах, приусадебном и земельном участке

Штраф за использование старых резиновых шин на своем участке

Запрет на использование старых шин предполагает наказание в виде штрафа. Штраф за использование старых шин на своем земельном участке собственник выплачивается в размере от 1 до 2 тыс. руб. За повторное нарушение закона (вам дается время на выкопку колес из земли не более 1 года) штраф становится в размере от 2 до 3 тыс. руб. Если закон о старой автомобильной резине нарушили юридические лица, то им придется заплатить от 100 до 250 тыс. рублей.

Как и где утилизировать старые покрышки

Самостоятельно утилизировать отходы IV класса опасности запрещено на территории РФ. Их необходимо отдавать в специальные пункты приема для переработки. Закапывание старых покрышек в землю на собственном садовом участке является неправильным способом утилизации.

Автомобильная резина стала для многих средством украсить свой двор, дачу и клумбу, сделать собственный тренажер своими руками. И это уже вошло в норму, так как таким образом можно бесплатно сделать приятное себе и своим близким. Много есть умельцев в России, которые научились из старых покрышек делать делать клумбы для цветов, некоторые научились создавать скульптуры в виде сказочных персонажей и животных. Особенно любили покрышками обустраивать спортивные уличные площадки на в школах и во дворах. Но всем не угодить. Многим эти шедевры не нравятся, а кто-то доволен. Но теперь в войну вкусов вмешался закон и придется с ним считаться.

Шины в ландшафтном дизайне: запретить нельзя использовать – где ставить запятую?

Клумбы из автомобильных покрышек — это хорошо или плохо? Одни садоводы не видят ничего дурного в этом материале и охотно мастерят из него цветочные клумбы, заборчики и всевозможные фигурки, другие выступают категорическими противниками такого дизайна.


Такой дизайн скоро может оказаться под запретом

В последние годы дискуссия вышла уже на законодательный уровень: в регионах поднимается вопрос о запрете на использование этого материала при благоустройстве городских территорий. Но и тут мнения разделились.

Запретить нельзя использовать

Где поставить запятую? Омские депутаты на прошлой неделе так и не смогли прийти к единому мнению. Минприроды настаивает на запрете, но городская администрация считает, что для такого решения нет соответствующей нормативной базы, а депутаты добавляют: ” Если это неопасно и можно их использовать, то давайте оставлять, потому что больше нам нечем облагораживать город, денег у нас столько нет“.

А вот, к примеру, в Иркутске правилами благоустройства территории города ” использование на территориях общественных пространств автомобильных покрышек в качестве клумб, цветников, декоративного ограждения и малых архитектурных форм” запрещено с апреля прошлого года, в Ростове — с 2016 года (с солидными штрафами за нарушение).


В некоторых регионах «благоустройство» с использованием шин уже вне закона

Есть и судебная практика: еще в декабре 2015 г. Ленинский районный суд г.Костромы удовлетворил иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора и обязал городскую администрацию организовать демонтаж, вывоз и утилизацию 63 шин, которые использовались «для благоустройства территории общего пользования», прилегающей к жилым домам.

А в чем вообще проблема?

Проблема в том, что автомобильные покрышки официально отнесены к опасным отходам, требующим особой технологии утилизации и переработки. То есть, речь не только об эстетике (которую противники поделок из шин считают сомнительной), но и об ущербе для окружающей среды.


Такая клумба опасна для окружающей среды

Правда, класс опасности у использованных покрышек невысокий — IV. Это малоопасные отходы, с низкой степенью негативного воздействия на окружающую среду. К тому же классу относят, например, строительный мусор, пластмассу и полиэтиленовую упаковку и т.д.

Отсюда и противоречивое отношение: сторонники запрета говорят, что шины опасны, противники отмечают, что опасность эта невелика. Кто прав? И что по этому поводу думаете вы?

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: